План-график образовательной деятельности ЦНППМПР на 2023 год

План-график образовательной деятельности ЦНППМПР на 2022 год

​План-график образовательных услуг на 2021 год


О состоянии функциональной грамотности школьников и мерах по ее развитию

В Указе Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформулирована приоритетная цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Очевидно, что конкурентоспособность страны определяется на основе анализа широкого ряда показателей. Однако среди  этих показателей особое место занимают результаты межстрановых сопоставительных исследованиях (PISA, PIRLS, TIMSS).

Ключевым показателем успешности вхождения Российской Федерации, в том числе и Республики Татарстан в десятку мировых лидеров является результативность российской школы  в  формировании функциональной грамотности школьников (читательской, естественнонаучной, математической, цифровой, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций). Международное экспертное сообщество уделяет особое внимание первым трем составляющим функциональной грамотности, в том числе читательской грамотности:

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

математической грамотности:

способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математические знания в разнообразных контекстах

и естественнонаучной грамотности:

способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Руководители стран-экономических лидеров, политики, ученые, деловые круги пристально следят за результатами международных исследований, так как функциональная грамотность представляет собой активную составляющую человеческого капитала, движущую силу социально-экономического, культурного развития общества, фактор личностного и социального благополучия граждан. Международная общественность пришла к пониманию того факта, что с принятием развития функциональной грамотности школьников как одной из приоритетных целей системы общего образования школа становится в ряд очевидных и действенных факторов формирования человеческого капитала.

Россия участвует в исследованиях по сравнительной оценке качества образования с 90-х годов в рамках проектов, осуществляемых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA и Организацией экономического сотрудничества и развития – OЭCD. Республика Татарстан как самостоятельный участник приняла решение об участии в исследованиях PISA наряду с 79 странами мира лишь 2018 году (Табл.1.)

Таблица 1.

PISA-2018

Международный центр

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Количество стран-участниц

79 стран мира

Выборка РФ

10153 обучающихся 15-ти летнего возраста

265 образовательных организаций

43 региона РФ

г. Москва

151 образовательная организация


Московская область

2614 учащихся 15-летнего возраста

61 образовательная организация Московской области

Республика Татарстан

7564 учащихся 15-ти летнего возраста


239 образовательных организаций Республики Татарстан

Основное направление данного цикла

Читательская грамотность


Ежегодный мониторинг динамики показателей России в международных исследованиях позволяет заметить, что наша страна занимает высокие позиции в исследованиях TIMSS (оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе) и PIRLS (оценка уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы)* (Табл.2.)

Таблица 2.

Международные исследования

Класс

Место российских школьников

PIRLS - 2011

4 классы

2 место

PIRLS - 2016

4 классы

1 место

TIMSS (естествознание) - 2011

4 классы

5 место

TIMSS (естествознание) - 2015

4 классы

4 место

TIMSS (математика) - 2011

4 классы

10 место

TIMSS (математика) - 2015

4 классы

7 место

TIMSS (естествознание) - 2011

8 классы

7 место

TIMSS (естествознание) - 2015

8 классы

7 место

TIMSS (математика) - 2011

8 классы

6 место

TIMSS (математика) - 2015

8 классы

6 место

*Республика Татарстан не имеет опыта самостоятельного участия в этих исследованиях.


В исследовании PISA результаты России существенно ниже, что может объясняться, в том числе, тем, что система математического и естественнонаучного образования в нашей стране преимущественно ориентирована на формирование теоретических знаний, в то время как страны-лидеры в последние десятилетия особое внимание уделяют вопросам межпредметной интеграции и применению знаний в практических ситуациях.

Данные, полученные в ходе исследований PISA-2018 года, позволили обнаружить отрицательную динамику показателей российских школьников по всем оцениваемым позициям. Так, средний балл российских школьников по естественнонаучной грамотности в 2018 году составил лишь 478 баллов (33 место в рейтинге ОЭСР). Этот показатель вновь вернул нас до результатов, которые Российская Федерация достигла в 2009 году. По сравнению с предыдущим циклом исследования, проведенным в 2015 году, потеря позиций по математической грамотности составила 6 баллов (30 место в рейтинге ОЭСР, 488 баллов). По читательской грамотности российские школьники в 2018 году показали результаты, сопоставимые с показателями 2012 года - 479 баллов (31 место в рейтинге ОЭСР). В соответствии с данными Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) и Института стратегии развития образования Российской академии образования, по этому показателю Россия спустилась на 16 позиций ниже, чем в 2015 году. (Табл.3).

Таблица 3.

Результаты школьников Республики Татарстан оказались ниже среднестатистического уровня по Российской Федерации (Табл. 4.)

Таблица 4.

Направление исследования

Место РФ среди других
   стран-участниц
  (по количеству баллов)

Количество баллов РФ 
     (по 1000-балльной шкале)

Место Республики Татарстан среди других

стран-участниц   (по количеству баллов)

Количество баллов Республики Татарстан

(по 1000-балльной шкале)

Естественнонаучная грамотность

33

478

41

464

Математическая грамотность

30

488

38

475

Читательская грамотность

31

479

41

463


В то же время в этих исследованиях с большим отрывом лидирует Китай, Сингапур, Эстония (Табл. 5)*.

Таблица 5.

*https://www.oecd.org/pisa/publications/pisa-2018-results.htm

Результаты PISA-2018 наглядно показывают, что школьное образование в Российской Федерации и Республике Татарстан нуждается в принятии безотлагательных эффективных решений, в том числе глубокой модернизации кадровой,  финансово-экономической, учебно-материальной и информационно-методической базы развития функциональной грамотности школьников.

Очевидно, что достижение нового качества российского образования требует кардинально новых подходов, форм и методов организации дополнительного профессионального педагогического образования. На этом фоне следует отметить в качестве позитивного примера деятельность Казанского (Приволжского) Федерального университета (далее – КФУ), который вошел в число 100  лучших вузов в рейтинге Британского издания Times Higher Education (THE) (Рейтинг - 94). Рост в предметном рейтинге THE «Образование» свидетельствует о высокой международной конкурентоспособности университета, его мощном потенциале, способности оказать эффективную помощь школе в обеспечении ее глобальной конкурентоспособности. Следует отметить, что КФУ глубоко мотивирован в оказании необходимой помощи российскому школьнику в развитии его функциональной грамотности, способности выдержать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, умении адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, и тем самым в обеспечении его конкурентоспособности.