Р.Ш. Зельницкая (Шларба)

Российский этнографический музей, г. Санкт-Петербург, 191011, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматриваются характерные для абхазского общества фамильные моления. Несмотря на то что часть абхазов являются христианами, а другая приверженцами ислама, для каждого из них важное значение имеют народные верования. В сознании абхазов существенным элементом народной религии являются священные места, в которых проводятся моления, совершаются жертвоприношения и приносятся клятвы. Фамильные моления совершает большая часть фамильных союзов, особенно бывшие представители высшего сословия и свободных общинников. В современном абхазском социуме фамильные моления поддерживают внутрифамильную солидарность и этническую идентичность, а также неформальный социальный статус конкретного фамильного союза. Само совершение фамильного моления является важным консолидирующим инструментом для всех членов конкретного фамильного союза и способствует поддержанию связей между его членами.

Ключевые слова: абхазы, фамильное моление, консолидация, фамильный союз, священные места

Литература

  1. Инал-ипа Ш.Д. Антропонимия абхазов. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. – 384 с.
  2. Серебряков Л.М. Дорога из Сухуми к Кубани через главный Кавказский хребет // Морской сб. – 1865. – Т. 78, № 6. – С. 1–97.
  3. Соколова А.Н. Священные места абхазов и адыгов как объект научного исследования // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 1. Регионоведение: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2013. – № 3. – С. 257–261.
  4. Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. – Сухуми: Алашара, 1976. – 463 с.
  5. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. – Сухуми: Абхаз. гос. изд-во, 1957. – 264 с.
  6. Хотко Б.С. Современные священные рощи и священные деревья у абхазов: к вопросу о традиционном и новационном // Вторичные формы традиционной народной культуры: Материалы науч.-практ. конф. – Краснодар: Традиция, 2010. – С. 75–82.
  7. Кулова М.Л. К вопросу о традиционной языческой религии абхазов в современной Абхазии // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2008. – № 29: Аспирантские тетради – С. 177–180.
  8. Крылов А.Б. Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма. – URL: http://abkhazia.narod.ru/religion.htm/.
  9. Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. – 168 с.
  10. Агабабян А.Г. Фамильное моление аг-ных в Бзыбской Абхазии // Этнографическое обозрение. – 2015. – № 3. – С. 78–91.
  11. Ботяков Ю.М., Джопуа А.И. Фамильный праздник на святилище Джахашкяр-ныха в современной Абхазии // Лавровский сб.: Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008–2009 гг.: этнология, история, археология, культурология. – СПб.: МАЭ РАН, 2009. – C. 82–87.

Поступила в редакцию

03.04.18

 

Зельницкая (Шларба) Рица Шотовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Российский этнографический музей

ул. Инженерная, д. 4/1, г. Санкт-Петербург, 191011, Россия

E-mail: riza81@yandex.ru

 

Для цитирования: Зельницкая (Шларба) Р.Ш. Фамильное моление как инструмент консолидации фамильных союзов у абхазов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 6. – С. 1499–1507.

For citation: Zelnitskaya (Shlarba) R.Sh. Family prayer as a tool for consolidating Abkhazian family unions. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 6, pp. 1499–1507. (In Russian)

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.