Ильюшин Сергей Владимирович

Ильюшин, Яковлев, Лавочкин, изображение №1

Роковая авария
21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолёта УТ-2, которым управлял Ильюшин, перегрелся и остановился мотор. На вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир — конструктор Воронежского завода Иван Васильевич Жуков — получили травмы. У Сергея Владимировича на всю жизнь остался шрам над бровью. Вскоре после этого случая вышел приказ: главным конструкторам летать самостоятельно запрещено.

«Крылатый символ Победы»
«Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Ил-2 — не просто самолёт, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. В годы войны наши заводы выпустили около 137 тыс. самолётов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»! На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории лётчик, награждённый звёздами героя и за фронт, и за космический полет.

С войны на «гражданку»
Сразу после войны Ильюшин принялся за мирные проекты. Появился Ил-14, имевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктиде. Следующая машина конструкторского бюро Ильюшина, четырёхмоторный турбовинтовой Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолётов «Аэрофлота». В апреле 1959 года на Ил-18 начали выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.

 

Яковлев Александр Сергеевич

Ильюшин, Яковлев, Лавочкин, изображение №3

Первый опыт
Первый самолёт конструкции Александра Яковлева поднялся в небо в 1927 году. Он назывался АИР-1, получив своё название в честь председателя Центрального совета Осоавиахима, а впоследствии «врага народа», Алексея Ивановича Рыкова. Всего за период с 1927 по 1933 годы Яковлев разработал 10 типов самолётов семейства АИР – от АИР-1 до АИР-10.

Приближенный вождя
За проект учебно-тренировочного самолёта УТ-2 Александр Яковлев был премирован золотыми наручными часами. На одном из авиапарадов на УТ-2 обратил внимание Иосиф Сталин, который пригласил конструктора для личной беседы. Начиная с 1939 года Александр Яковлев стал приближенным лицом Сталина в вопросах авиастроения. Это стало причиной нападок на Яковлева после смерти Сталина: ряд советских авиаконструкторов обвиняли создателя самолётов «Як», что тот, пользуясь своим исключительным положением, добивался прекращения работ по конкурирующим проектам.

Второй по количеству, но один из первых по качеству
В годы Великой Отечественной войны было построено более 36 000 истребителей Як различных модификаций. Больше в годы войны было выпущено лишь штурмовиков Ил-2. На истребителях ЯК воевали летчики знаменитого полка «Нормандия – Неман». Кроме того, В конструкторском бюро Александра Яковлева был разработан первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки – палубный штурмовик Як-38. А за всю жизнь под его руководством были созданы свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.

 

Лавочкин Семён Алексеевич

Ильюшин, Яковлев, Лавочкин, изображение №5

Что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше

Первые «Ла»
С конца 1930-х годов Семён Лавочкин работал над созданием самолётов истребителей. Многие из спроектированных им моделей (ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7) сыграли огромную роль в воздушных сражениях Второй мировой. Уже при первом применении Ла-5 в боевых условиях с14 по 24 августа 1942 года 19 истребителей совершили 180 боевых вылетов и в 27 воздушных боях лётчики полка сбили 16 самолётов противника.

«Лакированный авиационный Гарантированный Гроб»
В 1939 году с подачи все того же Туполева Лавочкин становится главным конструктором по самолётостроению. В это же время в стране объявляется конкурс на создание нового истребителя. Семён Алексеевич собирает собственную группу сотрудников, в которую вошли самые способные, по его мнению, инженеры, которая в итоге породила машину, которая после доработки была запущена в серию под индексом ЛаГГ-3. Ключевой особенностью этого самолёта стало использование нового прочного материала – дельта-древесины. Однако с началом боевых действий выяснилось, что ЛаГГ-3 уступает немецким машинам и к тому же имеет высокую аварийность, за что получил среди пилотов прозвище «Лакированный авиационный Гарантированный Гроб». Однако это нисколько не смутило авиаконструктора, а наоборот, стало стимулом к дальнейшей работе. И вскоре ЛаГГ-3 был усовершенствован и оснащён двигателем Шаврова. В итоге ЛаГГ-3 заслужил признание не только у советских лётчиков, но и у немецких асов.

Превосходя ожидания врага
Самолёт Ла-5 поступил в советские войска осенью 1942 года. Из-за своей схожести с И-16, который использовался во время гражданской войны в Испании и был прозван республиканцами крысой, пилоты люфтваффе не сразу поняли, что это совершенно другой самолёт, и окрестили его «Новой крысой». Однако после того, как в первые дни пилотам Ла-5 удалось сбить 16 самолётов противника и не потерять при этом ни одного своего, немцы поняли, что это что-то новое, не уступающее и даже порой превосходящее технологии Германии