А.Д. Мокрополова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.73-83

Для цитирования: Мокрополова А.Д. Особенности и стратегии создания образа Олава Святого в скандинавских письменных источниках XI – XIII вв. // Учен. зап. Казан.    ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 2–3. – С. 73–83. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.73-83.

For citation: Mokropolova A.D. Features and strategies of the creation of image of St. Olaf in the Scandinavian written sources of the 11th–13th centuries. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 2–3, pp. 73–83. doi: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.73-83. (In Russian)

Аннотация

В статье рассматриваются характерные черты образа Cвятого Олава Харальдссона – короля Норвегии, канонизированного в XI в. Период правления Олава (1015–1028) был отмечен процессами объединения норвежских земель и христианизации населения, что вызвало недовольство части норвежской аристократии, обернувшееся гражданской войной, в ходе которой король был убит. Культ Олава стал показательным примером северной модели королевской святости, получившей распространение в Скандинавии. На протяжении XI – XIII вв. в Норвегии создавались различные сочинения, которые зафиксировали несколько вариантов образа Олава. Исследование этих источников позволяет убедиться, что характеристики, приписываемые святому королю, зависели от определенных исторических условий, присущих периодам создания этих текстов. В скальдической поэзии XI в. зафиксирован образ Олава как традиционного северного короля-викинга. XII век, когда были написаны агиографические сочинения об Олаве, стал временем создания его образа как святого. Саги XIII в. представляют синкретичную версию образа Олава, включающую характеристики двух более ранних вариантов.

Ключевые слова: агиография, святость, святые короли, скальды, канонизация, христианизация, Святой Олав, Олав Харальдссон

Литература

  1. Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger: Studien zur Hagiographie der Merowingerzeit. – Praha: NČSAV, 1965. – 533 S.
  2. Folz R. Les saints rois du Moyen Âge en Occident. – Bruxelles: Soc. des Bollandistes, 1984. – 248 p.
  3. Klaniczay G. Holy Rulers and Blessed Princesses. Dynastic Cults in Medieval Central Europe. – Cambridge: Camb. Univ. Press, 2002. – 512 p.
  4. Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. – М.: Ин-т всеобщ. ист. РАН, 2003. – 406 с.
  5. Адашинская А.А. Функции парного культа Симеона и Савы сербских: от афонского монашества до национальных святых // Европа святых: Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. – СПб.: Алелейя, 2018. – С. 177–207.
  6. Hoffmann E. Die heiligen Kӧnige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Volker. // Quellen und Forschungen zur Geschichte Schleswig-Holsteins. – Neumunster, 1975. – Bd. 69. – 238 S.
  7. Ridyard S.J. The royal saints of Anglo-Saxon England: A Study of West Saxon and East Anglian Cults. – Cambridge: CUP Archive, 1988. – 340 p.
  8. Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. – М.: РГГУ, 1999. – 752 с.
  9. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. – М.: Высш. шк., 1979. – 191 с.
  10. Lindow J. St Olaf and the Skalds // Sanctity in the North: Saints, Lives and Cults in Medieval Scandinavia. – Toronto: Univ. of Toronto Press, 2008. – P. 103–127.

Поступила в редакцию

19.03.19

 

Мокрополова Анастасия Дмитриевна, аспирант кафедры всеобщей истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: anastasia.mokropolova@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.