Н.Ю. Бикеева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.43-59

Для цитирования: Бикеева Н.Ю. Образы святой Радегунды в источниках эпохи Меровингов: письма, жития, история, поэзия // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 2–3. – С. 43–59. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.43-59.

For citation: Bikeeva N.Yu. The images of St. Radegund in the sources of the Merovingian epoch: Letters, lives, history, and poetry. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gu­manitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 2–3, pp. 43–59. doi: 10.26907/2541-7738.2019.2-3.43-59. (In Russian)

 

Аннотация

В статье рассматриваются источники информации об известной раннесредневековой святой, королеве-монахине Радегунде, написанные ее современниками. Время создания этих текстов, явившихся базой для изучения образа Радегунды в последующие века, – последняя треть VI – начало VII вв. н. э. Фигура этой святой вырисовывается на основе разнообразных источников противоречиво и не ясно. В житиях создается образ идеальной христианки, в «Истории франков» содержится отрывочная фактическая информация, в письмах – отдельные сведения о повседневных заботах и нуждах монастыря, а в стихах проявляется личное отношение их автора к Радегунде. При этом лишь немногочисленные факты могут считаться бесспорно достоверными. В статье показано значение и особенности различных типов свидетельств: нарративных, агиографических, эпистолярных, поэтических – для изучения биографии и деяний св. Радегунды, проясняются цели создания документов и их аудитория. Статья иллюстрирует, что процесс мифологизации личности королевы-монахини начался еще в конце VI в. и продолжается до сих пор под влиянием политических, религиозных, идеологических, а также общих мировоззренческих установок. Делается вывод о том, что только изученные в комплексе, эти современные нашей героине источники могут способствовать более глубокому пониманию и осмыслению личности и деяний Радегунды.

Ключевые слова: Радегунда, Григорий Турский, Венанций Фортунат, Баудонивия, житие, агиография, аскетизм, женский монастырь, раннее средневековье

Литература

  1. Суприянович А.Г. Представление гендерной истории в учебных текстах (на примере вузовских учебников по истории Средних веков) // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. – 2008. – № 15. – С. 291–306.
  2. Cherewatuk K. Radegund and epistolary tradition // Dear Sister: Medieval Women and the Epistolary Genre / Ed. by K. Cherewatuk, U. Wiethaus. – Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1993. – P. 20–45.
  3. Бикеева Н.Ю. Поэтические послания св. Радегунды в Константинополь: «женские письма» как фактор внешней и внутренней политики франков в 60-е гг. VI в. // Ляпсусы и казусы в европейской эпистолярной культуре / Отв. ред. А.В. Стогова, ред. А.Ю. Серёгина. – М.: ИВИ РАН, 2016. – С. 10–34.
  4. Rosenwein B. Emotional Communities in the Early Middle Ages. – Ithaca: Cornell Univ. Press, 2006. – P. 100–129.
  5. Harrison D. The Age of Abbesses and Queens: Gender and Political Culture in Early Medieval Europe. – Lund: Nordic Acad. Press, 1998. – 440 p.
  6. Schulenburg J.T. Forgetful of Their Sex: Female Sanctity and Society, Ca. 500–1100. – Chicago: Univ. Chicago Press, 1998. – xii, 595 p.
  7. Бикеева Н.Ю. Королева-монахиня: монастырь св. Радегунды как место власти // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. – 2007. – № 13. – С. 7–17.
  8. Jong M. de. Monastic prisoners of opting out? Political coercion and honour in the Frankish kingdoms // Topographies of Power in the Early Middle Ages / Ed. by M. Jong, F. Theuws. – Leiden; Boston; Köln: Brill Acad. Publ., 2001. – P. 291–328.
  9. Dronke P. Women Writers of the Middle Ages: A Critical Study of Texts from Perpetua to Marguerite Porete. – Cambridge: Cambridge Univ. Press. – 1984. – 352 p.
  10. Elliott D. The Bride of Christ Goes to Hell: Metaphor and Embodiment in the Lives of Pious Women, 200–1500. – Philadelphia: Univ. of Pa. Press, 2011. – 470 p.
  11. Stevenson J. Women Latin Poets: Language, Gender, and Authority, from Antiquity to the Eighteenth Century. – Oxford: Oxford Univ. Press, 2005. – 659 p.
  12. George J.W. Venantius Fortunatus: Panegyric in Merovingian Gaul // Mary Whitby. The Propaganda of Power: The Role of Panegyric in Late Antiquity. – Brill Acad. Pub., 1998. – P. 225–246.
  13. Дюмезиль Б. Королева Брунгильда / Пер. с франц. М.Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 2012. – 560 с.
  14. Brennan B. The career of Venantius Fortunatus // Traditio. – N. Y.: Fordham Univ., 1985. – V. 41. – P. 49–78.
  15. Heinzelmann M. Gregory of Tours: History and Society in the Sixth Century / Trans. Ch. Carroll. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2001. – 248 p.
  16. The World of Gregory of Tours (Cultures, Beliefs and Traditions Medieval and Early Modern Peoples) / Ed. by K.A. Mitchell, I.I.N. Wood. – Brill Acad. Publ., 2002. – V. 8. – xx, 438 p.
  17. Бикеева Н.Ю. Частная жизнь святой женщины в эпоху Меровингов: Радегунда в кругу близких // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. – 2011. – № 19. – С. 105–107.
  18. Тьерри О. Рассказы из времен Меровингов. – СПб., 1994. – 336 с.
  19. Фетжен Ж.-Л. Сага об эпохе Меровингов: в 2 кн. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – Кн. 1: Вуали Фредегонды. – 368 с.

Поступила в редакцию

27.02.19

 

Бикеева Наталья Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Natalia.Bikeeva@kpfu.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.