Н.А. Шадрина

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Рассмотрены проблемы исламо-христианского межкультурного взаимодействия на Иберийском полуострове в эпоху Средневековья. Детально изучены различные варианты взаимопроникновения и взаимовлияния данных культурных миров в ситуации мусульманского господства на большей части территории Испании. В качестве объекта исследования выбраны списки иллюминированной рукописи «Комментария на Апокалипсис» Беата Лиебанского, объединенные в историографии под общим названием «Беатусы» и отражающие своеобразную мосарабскую культурную традицию, возникшую в контексте исламо-христианского межкультурного взаимодействия. Полученные результаты позволяют утверждать, что арабо-мусульманская художественная традиция повлияла на становление иллюстративной программы «Беатусов». В статье обсуждается также вопрос о том, насколько ситуация исламского завоевания полуострова отразилась в творчестве авторов списков «Комментария на Апоклипсис», а следовательно, насколько острой была проблема противостояния ислама и христианства на Иберйском полуострове на момент создания рукописей.

Ключевые слова: исламо-христианский диалог, Беат Лиебанский, средневековые иллюминированные рукописи, «Беатусы», культура мосарабов, средневековая Испания

Литература

  1. История Испании с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Индрик, 2012. – 696 с.
  2. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. – Спб.: Alexandria, 2007. –326 с.
  3. Hitchcock R. Mozarabs in Medieval and Early Modern Spain: Identities and Influences. – London: Routledge, 2008. – 172 p.
  4. Попова Г.А. Мосарабы Толедо: проблемы идентификации: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2002. – 18 с.
  5. Werckmaister O.K. Art of frontier: mozarabic monasticism // Art of Medieval Spain, A.D. 500–1200. – N. Y.: Metrop. Mus. Art, 1993. – P.  121–166.
  6. Рыбина М.В. Добровольные мученики Кордовы IX – X вв. Проблема социальной идентификации: Дис. … канд. ист. наук. – М., 2010. – 269 с.
  7. Воскобойников О.С., Зайцев Д.В. Беат Лиебанский // Православная энциклопедия. – М.: Правосл. энцикл., 2002. – Т. IV: Афанасий – Бессмертие. – С. 411–412.
  8. Эко У. От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации. – М.: Акад. проект, 2016. – 559 с.
  9. Williams J. Visions of the End in Medieval Spain. – Amsterdam: Amsterdam Univ. Press, 2017. – 292 p.
  10. Emmerson R.K. Medieval illustrated apocalypse manuscripts // A Companion to the Premodern Apocalypse. – Leiden: Brill, 2016. – P. 21–67.
  11. Neal G. Image, polemic, and salvation: Modes of manifestation in the Morgan Beatus // The Eagle Feather. – 2005. – URL https://eaglefeather.honors.unt.edu/2005/article/ 190#.XSoaI-gzaM8, свободный.

Поступила в редакцию

18.06.18

 

Шадрина Наталия Анатольевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: shadrina_nata@list.ru

 

Для цитирования: Шадрина Н.А. «Беатусы» как источник по истории исламо-хрис­тианского межкультурного взаимодействия в средние века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 6. – С. 1374–1383.

For citation: Shadrina N.A. “The Beatus” as a source of the history of Islamic and Christian intercultural relations in the Middle Ages. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 6, pp. 1374–1383. (In Russian)

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.