Л.А. Шаяхметова, А.В. Чернов

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.210-225

Для цитирования: Шаяхметова Л.А., Чернов А.В. Влияние рефлексии на познавательные состояния студентов при решении творческих задач // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 5–6. – С. 210–225. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.210-225.

For citation: Shayakhmetova L.A., Chernov A.V. The influence of reflection on the cognitive states of students while solving creative tasks. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 5–6, pp. 210–225. doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.210-225. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена исследованию познавательных состояний, возникающих во время решения вербальных и невербальных творческих задач, и их рефлексивной обусловленности. Рассмотрены основные подходы к проблеме взаимосвязи творческого мышления, познавательных состояний и рефлексии. Приведена частота актуализации познавательных состояний, переживаемых студентами во время выполнения творческих заданий. Для изучения дифференцированного влияния рефлексии на возникновение данных состояний в когнитивной деятельности методом факторного анализа выделено четыре вида рефлексивности, выражающих ее предметное содержание и регулятивный уровень: интеллектуальная, коммуникативная, личностная адаптивная и личностная неадаптивная. Обнаружено, что частота переживания состояний умственного напряжения, озадаченности и тупости зависит от уровня выраженности интеллектуального и личностного аспектов рефлексивности, а также от их взаимодействия. Кроме того, полученные результаты позволяют говорить о достоверном влиянии данных видов рефлексии на эффективность решения творческих задач.

Ключевые слова: познавательные состояния, интеллектуальная рефлексия, личностная рефлексия, творческие задачи, креативность

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 362 с.

  2. Guilford J.P. Creativity // Am. Psychol. – 1950. – V. 5. – P. 444–454.

  3. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. – 1969. – V. 69, No 3. – P. 220–232.

  4. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The Nature of Creativity / Ed. by R.J. Sternberg. – N. Y.: Cambridge University Press, 1988. – P. 43–75.

  5. Петухов В.В. Психология мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 89 с.

  6. Юсупов М.Г. Феноменология познавательных психических состояний студентов // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 3. – С. 59–64.

  7. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М.: Мысль, 1979. – 230 с.

  8. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

  9. Шаяхметова Л.А., Чернов А.В. Влияние познавательных психических состояний на эффективность познавательной деятельности при решении задач различного типа // Психология психических состояний: Сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / Под ред. М.Г. Юсупова, А.В. Чернова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – № 12. – С. 111–117.

  10. Карпов A.B. Рефлексия как интегратор системы психических процессов // Яросл. психол. вестн. – 2005. – Вып. 16. – С. 5–9.

  11. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Ин-т психол. РАН, 2004. – 424 c.

  12. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997. – 224 c.

  13. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2012. – Т. 154, кн. 6. – С. 244–258.

  14. Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния. – Казань: Казан. ун-т, 2019. – 106 с.

  15. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М.: НИИОПП, 1990. – 215 с.

  16. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 110–135.

  17. Kuhl J. Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, Intention, and Volition / Ed. by F. Halisch, J. Kuhl. – Berlin; Heidelberg: Springer, 1987. – P. 279–291.

  18. Takano K., Sakamoto S., Tanno Y. Ruminative and reflective forms of self-focus: Their relationships with interpersonal skills and emotional reactivity under interpersonal stress // Personality and Individual Differences. – 2011. – V. 51, No 4. – P. 515–520. – doi: 10.1016/j.paid.2011.05.010.

  19. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking rumination // Perspect. Psychol. Sci. – 2008. – V. 3, N 5. – P. 400–424. – doi: 10.1111/j.1745-6924.2008.00088.x.

  20. Pyszczynski T., Greenberg J. The role of self-focused attention in the development, maintenance, and exacerbation of depression // Self and Identity: Psychosocial Perspectives / Ed. by K. Yardley, T. Honess. – Chichester: Wiley, 1987. – P. 307–322.

  21. Шелепанова Н.В. Рефлексивная детерминация креативных проявлений: Дис. … канд. психол. наук. – Барнаул, 2003. – 183 с.

  22. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопр. психологии. – 1982. – № 2. – С. 5–13.

  23. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казан. соц.-гуманит. вестн. – 2014. – № 4. – С. 98–109.

  24. Карпов А.А. Феноменология и диагностика метакогнитивной сферы личности. – Ярославль: ЯрГУ, 2016. ‒ 208 с.

  25. Савченко Е.В. Методика диагностики рефлексивных умений на личностном уровне рефлексивной компетентности // Пенз. психол. вестн. – 2015. – № 2. – С. 14–39 ‒ URL: http://www.psychology-news.ru/2015/2-2, свободный.

  26. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопр. психологии. – 1985. – № 3. – С. 31–40.

  27. Гуткина Н.И. Разделение рефлексии на виды при экспериментальном изучении // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. и сообщ. к науч.-метод. конф. – Новосибирск: НГУ, 1986. – С. 49–50.

Поступила в редакцию

14.06.19

 

Шаяхметова Лейла Ахметовна, студент Института психологии и образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д.18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: lesh_07_@mail.ru

Чернов Альберт Валентинович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д.18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: albertprofit@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.