С.А. Либерман

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.174-182

Для цитирования: Либерман С.А. Переосмысление концепта истории в контексте проблем экономики внимания // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 5–6. – С. 174–182. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.174-182.

For citation: Lieberman S.A. Reconception of history in the context of attention economy. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 5–6, pp. 174–182. doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.174-182. (In Russian)

Аннотация

История функционирует и определяется тем или иным способом в зависимости от исторического контекста. В эпоху модерна она может быть частью национальной идеологемы, в Античности – частью литературного жанра, в Средние века – составной частью религиозной картины мира. В современной посткапиталистической эпохе распространены теории о «конце истории», что также может быть объяснено как часть той или иной идеологемы или мифологемы. Основная цель статьи – проследить механизмы отношений между историческим знанием и эпохой, в том числе установить функции истории в современном мире после объявленного «конца истории». В качестве основания определения специфики современного общества рассматриваются концепции экономики внимания и капитализма платформ.

Ключевые слова: историзм, капитализм платформ, социальные сети, история, субъект, «конец истории»

 

Литература

  1. Срничек Н. Капитализм платформ / Пер. с англ. М. Добряковой. – М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. – 128 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – СПб.: Наука, 2005. – 799 с.
  3. Гегель Г.В.Ф.  Кто мыслит абстрактно? // Вопр. философии. – 1956 – № 6. – С. 138–140.
  4. Фукуяма Ф. Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 256 с.
  5. Перов Ю.В., Сергеев К.А. Философия истории Гегеля: От субстанции к историчности // Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993. C. 5–57.

  6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993 – 480 с.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. – Т. 2. – С. 3–230.
  8. Энгельс Ф. Письмо Й. Блоху, 21–22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1965. – Т. 37.– С. 393–397.

  9. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / Пер. с фр. И. Фомина. – М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. – 208 с.
  10. Энгельс Ф. {cke_protected}{C}%3C!%2D%2D%20%20%2D%2D%3E--> Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1961. – Т. 21. – С. 269–317.
  11. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. – СПб.: Медиум: Ювента, 1997 – 310 с.
  12. Адорно Т. Негативная диалектика. – М.: Акад. проект, 2011. – 538 с.
  13. Гаспарян Д.Э. {cke_protected}{C}%3C!%2D%2D%20%20%2D%2D%3E-->Введение в неклассическую философию. – М.: РОССПЭН, 2011. – 398 с.
  14. Бодрийар Ж. {cke_protected}{C}%3C!%2D%2D%20%20%2D%2D%3E-->Симулякры и симуляции / Пер. с фр. А. Качалова. – М.: ПОСТУМ, 2015. – 240 с.
  15. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2015 – 575 c.
  16. Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху. – М.: Ад Маргинем Пресс. – 2015. – 336 с.

  17. Ваттимо Дж. Прозрачное общество / Пер. с ит. Дм. Новикова. – М.: Логос, 2002. ‑ 128 с.

  18. Ловинк Г.  Критическая теория интернета. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. – 304 с. 

Поступила в редакцию

10.06.19

 

Либерман Самсон Александрович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социальной философии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д.18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: samsonliberman@gmail.com

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.