Н.Г. Николаева, А.В. Ермошин

Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, 420012, Россия

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.36-46

Для цитирования: Николаева Н.Г., Ермошин А.В. Супин в Казанском Евангелии XIV века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 5–6. – С. 36–46. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.36-46.

For citation: Nikolaeva N.G., Ermoshin A.V. Supine functioning in the Kazan Gospel of the 14th century. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 5–6, pp. 36–46. doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.36-46. (In Russian)

Аннотация

В статье анализируется функционирование супина в тексте древнерусского апракоса XIV в. – Казанского Евангелия. Исследование направлено на установление общих закономерностей в употреблении супина, в постепенной замене супина инфинитивом,  описание  фонетического облика супина и влияния последнего на морфологию. В центре исследования – супин в его синтаксических связях в контексте. Метод исследования – синхроническое описание явления исторической грамматики русского языка в определенный период и диахроническое наблюдение над этим явлением в ряде однотипных текстов, а также лингвистические методики евангельской текстологии. Были выявлены признаки супина как исчезающей формы (варьирование в разных списках евангелий, замены инфинитивом, замены личными формами глагола, ошибки в употреблении) и, таким образом, подтверждены, во-первых, датировка написания текста Казанского Евангелия (не позже конца ΧΙV в.); во-вторых, смешанный характер его текста – выраженная русификация при явном сохранении особенностей южнославянского протографа.

Ключевые слова: Казанское Евангелие, древнеславянские евангелия-апракосы, текстология евангельского текста, древнерусский язык, историческая грамматика, неличные глагольные формы, супин, инфинитив

Литература

  1. Шестаков П.Д. Заметка о старинном харатейном Евангелии конца XIV-го или нач. XV-го века, принесенном в дар Обществу Я.И. Расторгуевым // Изв. Общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казан. ун-те. – Казань: Тип. Казан. ун-та, 1880. – Т. II. – С. 121–127.

  2. Архангельский А.С. Древне-славянское Евангелие, принадлежащее Обществу археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете: Материалы для истории русского языка. – Воронеж: Тип. В.И. Исаева, 1883. – 28 с.

  3. Николаев Г.А. Казанское Евангелие-апракос XIV века // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность: Труды и материалы: в 2 т. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2003. – Т. 2. – С. 94–96.

  4. Николаев Г.А. Рукописные книги XIV – XVII веков в книгохранилищах Казани и их культурно-историческое значение // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2005. – Т. 147, кн. 2. – С. 112–122.

  5. Колесов В.В. Историческая грамматика русского языка. – СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2008. – 512 с.

  6. Ремнёва М.Л. Старославянский язык. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011. – 672 с.

  7. Кузовенкова А.И. Палеография и графика Казанского Евангелия XIV века // VI Бодуэновские чтения. И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: Труды и материалы: в 2 т. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 1. – С. 165–168.

  8. Ермошин А.В., Кузьмин С.И. Структура Казанского Евангелия XIV века: к проблеме типологизации средневековых славянских апракосов // Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7, № 6А. – С. 234–247.

  9. Жуковская Л.П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI – XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. – М.: Наука, 1968. – С. 196–332.

  10. Жуковская Л.П. Текстология и лексика Архангельского Евангелия 1092 года // Архангельское Евангелие 1092 года: Исследования. Древнерусский текст. Словоуказатели. – М.: Науч.-изд. центр «Скрипторий», 1997. – С. 18–41.

  11. Ермошин А.В., Кузовенкова А.И. К вопросу о возможных генетических связях Казанского Евангелия XIV века с памятниками южнославянской церковной книжности // Хрестоматия теолингвистики: Сб. ст. – Ульяновск: ООО «Мастер Студия», 2019. – Т. 2. – С. 309–315.

  12. Цонев Б. Врачанско Евангелие: Среднобългарски паметник от XIII в. // Български старини. – София: Държавна печатница, 1914. – Кн. 4. – 256 с.

  13. Николаева H.Г., Ермошин А.В. Лексико-текстологические особенности Казанского Евангелия XIV века // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. – 2018. – Т. 17, № 4. – С. 16–26.

Поступила в редакцию

15.08.19

 

Николаева Наталия Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой латинского языка и медицинской терминологии; профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики 

Казанский государственный медицинский университет 

ул. Бутлерова, д. 49, г. Казань, 420012, Россия 

Казанский (Приволжский) федеральный университет 

ул. Кремлёвская, д.18, г. Казань, 420008, Россия 

E-mail: natalia.nikolaeva@kazangmu.ru 

Ермошин Антон Владимирович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры латинского языка и медицинской терминологии; доцент кафедры религиоведения 

Казанский государственный медицинский университет 

ул. Бутлерова, д. 49, г. Казань, 420012, Россия 

Казанский (Приволжский) федеральный университет 

ул. Кремлёвская, д.18, г. Казань, 420008, Россия 

E-mail: antoniy_v@mail.ru 

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.