Г.Ю. Мальцева

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, 308015, Россия

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.23-35

Для цитирования: Мальцева Г.Ю. Особенности игровой поэтики заглавия рассказа «Истребление тиранов» В.В. Набокова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 5–6. – С. 23–35. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.23-35.

For citation: Maltseva G.Yu. Playful poetics of V.V. Nabokov's story title “Tyrants Destroyed”. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 5–6, pp. 23–35. doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.23-35. (In Russian)

Аннотация

В статье речь идет о заглавии как о свернутой лингвокогнитивной характеристике текста и как о пространственно фиксируемом структурном элементе – «раме». Заглавие несет особое пресуппозиционное знание. В контексте лингвокультурологической научной парадигмы заголовок может быть рассмотрен как особый текст культуры, отражающий мировидение автора и языковую картину мира народа в целом. Кроме того, заголовок может быть осмыслен как объект когнитивной лингвистики (когнитивистики), изучающей познание человеком окружающего мира, осуществляемое с помощью языка. Заглавие – важный маркер идиолекта писателя. Специфика набоковского заглавия определяется его игровой направленностью. Обладая этой особой, свойственной модернистскому и постмодернистскому дискурсам, функцией, заглавие способствует установлению особых игровых взаимоотношений между текстом и читателем. На примере рассказа «Истребление тиранов» доказывается, что заголовок в игровом тексте может выступать как компонент игры, занимающий сильную позицию и содержащий в себе ключи к декодированию текста. Заглавие рассказа рассматривается как иконический знак. Синтактика заглавия в сочетании с его семантикой и прагматикой позволяют выразить целое философское мировоззрение в минимальном языковом материале.

Ключевые слова: игровая поэтика, заглавие, иконический знак, семантика, синтактика, прагматика

Литература

  1. Чумак-Жунь И.И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII – начала XXI веков. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 244 с.

  2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Яз. славян. культуры, 2001. – XXXIII, 510 с.

  3. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. – М.: Никитинские субботники, 1931. – 36 с.

  4. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. – 1978. – № 4. – С. 23–31.

  5. Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.: Ось-89, 1999. – 192 с.

  6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. – 138 с.

  7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. – СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2016. – 704 с.

  8. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. – М.: ИГ Прогресс, 2000. – С. 427–457.

  9. Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 1998. – 24 с.

  10. Люксембург А. Английская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Американский период: Собр. соч.: в 5 т. – СПб.: Симпозиум, 1999. – Т. 1. – С. 9–23.

  11. Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. … д-ра филол. наук. – Ростов н/Д, 2004. – 332 c.

  12. Пирс Ч. Начала прагматизма. – СПб.: Лаборат. метафиз. исслед. филос. фак-та СПбГУ: Алетейя, 2000. – Т. 2. – 352 с.

  13. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: антология / Сост. Ю.С. Степанов. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – С. 45–97.

  14. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 512 с.

  15. Ванюков А.И. Поэтика заглавий в художественном мире В. Набокова-Сирина // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2007. – Т. 7, Вып. 2. – С. 53–61.

  16. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. – М.: Гнозис, 1994. – Ч. 1. – С. 75–319.

  17. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.: Высш. шк., 1972. – 614 с.

  18. Символы, знаки, эмблемы / Ред. В.Л. Телицын; авт.-сост.: В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын. – М.: Локид-Пресс: Рипол Классик, 2005. – 495 с.

  19. Эко У. О литературе: эссе. – М.: АСТ: Corpus, 2016. – 416 с.

  20. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 288 с.

Поступила в редакцию

17.04.19


Мальцева Гаяне Юриковна, аспирант, ассистент кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.