М.И. Кузьмина

Нижегородский государственный университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, 603155, Россия

 

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.9-22

Для цитирования: Кузьмина М.И. Имя собственное в системе констант рассказа Б.К. Зайцева «Сердце Авраамия» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 5–6. – С. 9–22. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.9-22.

For citation: Kuzmina M.I. Proper names in the system of constants of B.K. Zaitsev's story “Abraham's Heart”. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 5–6, pp. 9–22. doi: 10.26907/2541-7738.2019.5-6.9-22. (In Russian)

Аннотация

В статье исследуются особенности функционирования имени собственного в рассказе Б.К. Зайцева «Сердце Авраамия» (1926). Объектом исследования является ономастическая лексика (имена Авраамий, Мария, Богородица Умиление Сердец и др.) и отдельные константы христианской культуры (Сердце, Умиление, Икона, Молитва, Слёзы, Грех и др.) Новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью ономастического пространства художественной речи Б.К. Зайцева. Результатом работы стала реконструкция фрагмента концептосферы рассказа «Сердце Авраамия». Описано ономастическое поле текста Б.К. Зайцева, определена функциональная роль имен собственных. Выявлены способности онима вступать в сложные межполевые отношения и ассоциативно-семантические связи с концептами христианской культуры. Сделаны частные выводы о чертах поэтики Б.К. Зайцева: о концептуализации значений отдельных языковых единиц и об усилении ценностной составляющей в их значении в художественном тексте.

Ключевые слова: имя собственное, семантика языковых единиц, агионим, художественный текст, константа, концептосфера, языковая картина мира писателя, Б.К. Зайцев, православная картина мира

Литература

  1. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. – Л.: ЛГУ, 1990. – 104 с.

  2. Кузьмина М.И. Имя собственное Валаам в индивидуальной языковой картине мира (на материале путевых очерков русских писателей конца XIX – начала XX века): Дис. … канд. филол. наук. – Н. Новгород, 2009. – 220 с.

  3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.

  4. Любомудров А.М. Монастырские паломничества Б.К. Зайцева // Рус. лит. – 1995. – № 1. – С. 137–158.

  5. Архимандрит Киприан (Керн). Литература и жизнь. Б.К. Зайцев // Возрождение. –1951. – № 17. – С. 158163.

  6. Бугаева И.В. Агионимы в православной среде: структурно-семантический анализ. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. – 139 с.

  7. Коренева Ю.В. Онимы в концептосфере преподобнического жития // Вестн. МГОУ. Сер. «Русская филология». – 2013. – № 3. – С. 11–15.

  8. Ничипоров И.Б. Подвиг святости в творческом осмыслении Б.Зайцева («Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей Божий человек», «Сердце Авраамия») // Духовная традиция в русской литературе: Сб. науч. ст. / Науч. ред., сост. Г.В. Мосалева. – Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2009. – С. 344–352.

  9. Трубицына М.Ю. Христианские образы в новелле Б.К. Зайцева «Сердце Авраамия» // Вестн. Череповец. гос. ун-та. – 2009. – № 3. – С. 46–49.

  10. Налобин А.В. Синтез жанров как путь к созданию литературного апокрифа (на материале рассказа Б.К. Зайцева «Сердце Авраамия») // Вестн. ТвГУ. Сер. «Филология». – 2013. – № 2. – С. 319–324.

  11. Климова М.Н. Литературный пересказ жития: агиографический канон и творческий вымысел (на примере новеллы Б. К. Зайцева «Сердце Авраамия») //От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: жития «грешных святых» в русской литератур. – М.: Индрик, 2010. – С. 66–69.

  12. Налобин А.В. Семантика «сердца» в формировании житийных смыслов в литературном апокрифе Б.К. Зайцева «Сердце Авраамия» // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 2. – С. 47–50.

  13. Кузьмина М.И. Семантика агионима Николай (на материале русских паремий и православных молитв) // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. – 2017. – Т. 16, №2. – С. 116–126.

  14. Усатов А. (иерей) Всегда радуйтесь – URL: https://azbyka.ru/vsegda-radujtes, свободный.

  15. Боровская Е.Р., Минералова И.Г. Псалом 50 в рассказах «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова и «Сердце Авраамия» Б.К. Зайцева. Ч. 1 // Усп. соврем. науки. – 2016. – Т. 4, № 7. – С. 28–30.

  16. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 224 с.

  17. Карасик В.И. Концептуализация чуда // Поволж. пед. вестн. – 2017. – Т. 5, № 3. – С. 25–33.

  18. Пащенко М.А. Концепт «молитва» в русскоязычной религиозной и светской концептосферах // Интерпретация текста: лингвистические, литературоведческие и методические аспекты. – 2013. – № 6. –  С. 164–167.

  19. Трубецкой Е. Умозрение в красках // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – Париж: YMCA-Press, 1965. – С. 7–57.

  20. Бугаева И.В. Номинация икон как микротекст // Икона в русской словесности и культуре: Сб. ст. / Сост. В.В. Лепахин. – М.: Паломник, 2012. – С. 235–253.

  21. Фомин А.А. О направлениях изучения литературной онимии // Ономастика в кругу гуманитарных наук: Материалы междунар. науч. конф., Екатеринбург, 20–23 сент. 2005 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – С . 54–57.

Поступила в редакцию

10.06.19

 

Кузьмина Маргарита Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного

Нижегородский государственный университет им. Н.А. Добролюбова

ул. Минина, д. 31а, г. Нижний Новгород, 603155, Россия

E-mail: kuzmina-margarita.2015@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.