Сайдашев (Сәйдәшев) Салих Замалетдинович (3.12.1900, Казань — 16.12.1954, Москва, похоронен в Казани), композитор, дирижёр, пианист, педагог, засл. деятель иск-в ТАССР (1939), нар. артист ТАССР (1951). Основоположник совр. татар. проф. музыки. Первонач. муз. знания получил под рук. З.Яруллина. В проф. становлении С. важную роль сыграла учёба в Казан. муз. уч-ще по классу фортепиано у О.М.Родзевича (1914–17). Благодаря незаурядным муз. способностям и приобщению к проф. муз. образованию, С. в самом юном возрасте стал известным в кач-ве талантливого пианиста и руководителя инструментального ансамбля.

Осн. часть творческого наследия композитора составляет театр. музыка. В содружестве с выдающимися татар. драматургами К.Тинчуриным, Ф.Бурнашем, Т.Гиззатом и др. С. были созд. муз. оформление к более чем 60 спектаклям и ряд произведений в жанре музыкальной драмы: «Башмагым» («Башмачки», 1922), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце», 1923), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звёзды», 1924) и др. Ранние муз.-драм. произведения, созд. С. в 1-й пол. 1920-х гг., основывались на образном и поэтическом содержании татар. нар. песен. В них колоритным фоном драм. действия выступали разнохарактерные жанровые муз. эпизоды (танцевально-хоровые сцены, песни, танцы, инструментальные номера). Гл. фактором муз. оформления каждого из этих спектаклей являлось многогранно трактованное звучание определ. лирического нар. напева, к-рый, в кач-ве своеобразного лейтмотива и основы вокальных и инструментальных номеров, представлял собой муз. характеристику гл. героя. Во 2-й пол. 1920 — нач. 1930-х гг. муз. драма стала приоритетным жанром татар. муз.-сцен. иск-ва. Наиб. творчески значимыми сочинениями С. этого периода являются муз. драмы «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль», 1926), «Ил» («Родина», 1929), «Кандыр буе» («На Кандре», 1932) по пьесам К.Тинчурина, «Наёмщик» (1928) по пьесе Т.Гиззата. Произведения этого жанра включали песни, арии, хоры, ансамбли, увертюры, танцевальные сюиты и др. разнообразные вокальные и инструментальные номера. Впервые в нац. иск-ве музыка в них стала вед. средством воплощения идейно-худож. замысла, развития драматургии и создания образов.

Со 2-й пол. 1930-х гг. в силу объективных причин С. не удавалось полноценно реализовывать свои творческие замыслы. Эти годы стали для него чередой трагических утрат родных, близких и соратников по творчеству. В это время новое поколение татар. композиторов активно осваивало такие жанры, как опера, балет, симфония, а муз. драма, далеко не исчерпавшая своего потенциала и особо востребованная демокр. аудиторией, оказалась в стороне от магистральных путей развития нац. муз. культуры.  

Творчество С. не всегда получало офиц. признание, но всегда пользовалось особой любовью татар. народа, его произведения неизменно входят в репертуар вед. исполнителей республики. К наст. вр. всё яснее вырисовывается огромный масштаб личности композитора и выдающееся значение его творческого наследия. Заложенные С. традиции отчётливо проявляются во всех областях совр. нац. муз. культуры Татарстана.


Saidashev (Сәйдәшев) Salih Zamaletdinovich (3.12.1900, Kazan - 16.12.1954, Moscow, buried in Kazan) was a composer, conductor, pianist,  teacher, Honored Worker of Art of the TASSR (1939), People's Artist of the TASSR (1951). He was the founder of modern Tatar professional music. He got his first knowledge of music under the guidance of Z.Yarullin. O.M.Rodzevich, a piano class teacher at the Kazan Musical College, greatly influenced the professional formation of Saidashev (1914-17).

Thanks to his outstanding musical abilities and professional musical education, Saidashev became known as a talented pianist and head of the instrumental ensemble even in his younger years.

The major part of the composer's creative heritage is his theatrical music. In collaboration with the outstanding Tatar playwrights K. Tinchurin, F. Burnash, T. Gizat, etc., Saidashev created music for more than 60 performances and a number of works in the genre of musical drama: "Bashmagym" ("Slippers ", 1922), "Kazan сөлгесе" ("The Kazan Towel", 1923), "Сүнгән Yoldyzlar" ("The Lost Stars", 1924), etc. Saidashev's early musical and dramatic works of the early 1920s were based on the poetic imagery of Tatar folk songs. In them, the dramatic action developed against the colorful background of various genre musical episodes (dance-choral scenes, songs, dances, and instrumental pieces). The musical design of each of these performances had a multifaceted interpretation of a certain lyrical folk melody, which, as a kind of leitmotif and the basis of vocal and instrumental pieces, was a musical characteristic feature of the protagonist.

In the late 1920s and early 1930s, the musical drama became a priority genre of Tatar musical and theatrical art. In this period, the most significant works of Saidashev were his musical dramas "Зәңгәр шәл" ("The Blue Shawl", 1926), "Il" ("Motherland", 1929), "Kandyr Bue" ("On Kandre", 1932), based on the plays by K. Tinchurin, "the Namchik" (1928), based on the play by T. Gizat. The works of this genre included songs, arias, choirs, ensembles, overtures, dance suites and other diverse vocal and instrumental pieces. For the first time in national art, their music became the leading means enabling the authors to realize their ideological and artistic message, to develop dramaturgy and create images.

In the late 1930s, due to objective reasons, Saidashev could not fully realize his creative ideas. For him these years became a series of tragic losses of his relatives, his close ones and colleagues. At this time, a new generation of Tatar composers actively mastered such genres as opera, ballet, and symphony, while musical drama was outside the mainstream of the developing national musical culture, although it had not exhausted its potential and was in great demand by a democratic audience.

Saidashev's oeuvre has not always received official recognition, but it has always been a special love of the Tatar people, his works are invariably included into the repertoire of the leading performers in our republic. At present, the huge power of the composer's personality and the outstanding importance of his oeuvre are getting increasingly clear. The traditions, laid down by Saidashev, are clearly manifested in all areas of modern national musical culture of Tatarstan.