Д.А. Черемохина, К.К. Стебунова

Белгородский государственный национальный исследовательский университетг. Белгород, 308015, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В русле идей коммуникативной лингвистики текст рассматривается как продукт дискурсивной деятельности, служащий средством реализации намерений адресанта. Статья посвящена проблемам академического текста, категории и жанровые характеристики которого должны соответствовать ожиданиям участников академического дискурса. Отмечается, что успешность академического общения обусловлена соблюдением нормативного и коммуникативного аспектов речи. Несовпадение ожиданий коммуникантов влечет за собой целый ряд нарушений языкового характера, ведущих к дезинтеграции текста в академическом дискурсе. Анализируются случаи нарушения норм текстообразования на примерах письменных работ (рефератов) бакалавров, выбравших курс «Академическое письмо». В качестве ключевого фактора дезинтеграции указывается переход в плоскость педагогического дискурса, по причине чего игнорируются учебные цели создания вторичного академического текста. Предлагаются варианты решения рассмотренной проблемы.

Ключевые слова: академический дискурс, академический текст, научный текст, дезинтеграция текста

Литература

  1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
  2. Алефиренко Н.Ф. Содержательные импликации дискурса // Язык. Текст. Дискурс: Межвуз. науч. альманах. – Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2004. – Вып. 2. – С. 6–14.
  3. Александрова О.В. Проблема дискурса в современной лингвистике // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований. – Калининград: Изд-во КГУ, 1999. – С. 10 –14.
  4. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1990. – С. 136 –137.
  5. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН РАН, 2000. – С. 7–25.
  6. Бухбиндер В.А., Розанов Е.Д. О целостности и структуре текста // Вопр. языкознания. – 1975. – № 6. – С. 73–86.
  7. Сухова Е.А. Дискурсивные практики агрикультуры: критерии типологического описания // Дискурс-Пи. – 2016. –Т. 14, № 3–4. – С. 110–118.
  8. Зубкова Л.И. Конститутивные признаки академического дискурса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. Филол. науки. – 2009. – № 5. – С. 28–32.
  9. Цурикова Л.В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. – 257 с.
  10. Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 320 с.
  11. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.

Поступила в редакцию

23.07.18

 

Черемохина Дарья Александровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: cheremohina@bsu.edu.ru

Стебунова Кира Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: stebunova@bsu.edu.ru

 

For citation: Cheremokhina D.A., Stebunova K.K. Text disintegration within the academic discourse. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 5, pp. 1132–1141. (In Russian)

Для цитирования: Черемохина Д.А., Стебунова К.К. Дезинтеграция текста в академическом дискурсе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 5. – С. 1132–1141.

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.