Л.Р. Фахрутдинова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Цель настоящего исследования – изучить особенности структурной организации переживания семейных отношений у подростков в детско-родительской подсистеме. Методиками стали авторские опросники переживания семейных отношений и впечатления от семейных отношений. Обнаружено, что чем более отрефлексированы, осознаны и ясны отношения с родителями, особенно осознание их диалектичности и детальности, тем большим развивающим потенциалом, благотворно влияющим на развитие психики подростка, обладают семейные отношения; данные впечатления свободно усваиваются и встраиваются в образ мира подростка, являются его ресурсом во взаимодействии с другими значимыми сферами жизни. Переживание семейных отношений может, во-первых, изменять работу зрительных и слуховых анализаторов (эти изменения носят центральный, психогенный характер), во-вторых, влиять на работу дыхательной системы подростков. Конструктивность процесса переживания семейных отношений отражают насыщенность, убыстрение внутреннего времени, высокий интерес к их переживанию и сила переживания, а также приятные телесные самоощущения при анализе семейных отношений, высокий уровень образности и ассоциативности при их описании, сильные эмоциональные реакции.

Ключевые слова: переживание, когнитивные характеристики, эмоциональные характеристики, телесные характеристики, пространственно-временные характеристики, информационно-энергетические характеристики, впечатление, семейные отношения, подростки, детско-родительские отношения

Литература

  1. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: Дис. … д-ра психол. наук. – Казань, 2012. – 535 с.
  2. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. – 416 с.
  3. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. – 676 с.
  4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. – М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. – 349 с.
  6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр. – М.: Моск. соц.-психол. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 461 с.
  7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с англ. и фр. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 680 с.
  8. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер с англ., науч. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Ленато; Балашиха: Унив. кн., 1996. – 590 с.
  9. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. А.Д. Андреева и др.; общ ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.

Поступила в редакцию

25.01.18

 

Фахрутдинова Лилия Раифовна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: liliarf@mail.ru

 

Для цитирования: Фахрутдинова Л.Р. Структурная организация переживания семейных отношений у подростков // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 4. – С. 1008–1018

For citation: Fachrutdinova L.R. Structural arrangement of emotional experience of family relations of adolescents. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 1008–1018. (In Russian)

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.