А.И. Ахметзянова, Л.В. Артищева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития психических состояний детей-сирот, воспитывающихся в институциализированных учреждениях. Цель работы – изучение специфики протекания психических состояний у подростков, находящихся в условиях семейной депривации. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что опыт психических состояний значим для адаптации и социализации детей, развития навыков общения и взаимодействия в обществе, личностного развития и формирования эмоционально-волевой сферы. Ведущим методом явился метод контент-анализа самоотчетов, в которых испытуемые описывали психические состояния радости и грусти, переживаемые в прошлом и будущем. В результате исследования выявлено содержание опыта указанных психических состояний, в которое входят проявления психического (экспрессия, эмоциональные процессы, поведенческий аспект, ценностно-смысловая сфера), а также внешние факторы (события, ситуации, поступки значимых взрослых). Показано, что опыт подростков, воспитывающихся в детских домах, отличается бедностью и малым охватом используемых характеристик психических состояний, скупостью содержания.

Ключевые слова: субъективный опыт, опыт переживаний, социальная депривация, психические состояния, дети-сироты

Литература

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с.
  2. Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления // Принцип развития в психологии: Сб. ст. / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука, 1978. – С. 38–62.
  3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 6. – С. 5–90.
  4. Sroufe L.A., Carlson E.A., Levy A.K., Egeland B. Implications of attachment theory for developmental psychopathology // Dev. Psychopathol. – 1999. – V. 11, No 1. – P. 1–13.
  5. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 24 с.
  6. Рубченко А.К. Самоотношение и отношение юношей и девушек к родителям при семейной депривации: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 22 с.
  7. Прохоров А.О. Психология состояний. – М.: Когито-Центр, 2011. – 624 с.
  8. Найдёнова А.В. Модель психического детей-сирот: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2012. – 28 с.
  9. Artishcheva L.V. Subject-personality correlates of mental states as possible determinants of deviant behavior // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. – 2017. – V. 29: 3rd Int. Forum on Teacher Education. – P. 67–73. – doi: 10.15405/epsbs.2017.08.02.9.
  10. Крыжановская Л.М. Психология развития. – М.: Психолог, 1997. – 480 с.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1987. – 176 с.
  12. Прохоров А.О. Образ психического состояния. – М.: Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2016. – 245 с.
  13. Artishcheva L.V. The Specificity of Teenagers’ Mental States as Prerequisite of Deviant Behavior Emergence // Eurasian J. Anal. Chem. – 2017. – V. 12. – P. 631–639. – doi: 10.12973/ejac.2017.00197a.
  14. Артищева Л.В. Возрастные особенности динамики пространственно-временной организации психических состояний // Психология психических состояний: Сб. ст. / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань: Отечество, 2009. – Вып. 7. – С. 550–556.

Поступила в редакцию

22.01.18

 

Ахметзянова Анна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии и клинической психологии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru

Артищева Лира Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии и клинической психологии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: ladylira2013@yandex.ru

 

Для цитирования: Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. Субъективный опыт психических состояний в условиях семейной депривации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 4. – С. 998–1007.

For citation: Ahmetzyanova A.I., Artishcheva L.V. Subjective experience of mental states in conditions of family deprivation. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 998–1007. (In Russian)

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.