Г.И. Старкова

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, 426034, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье впервые предпринята попытка дать определение понятия «развивающая журналистика» и раскрыть суть развивающей журналистики как основополагающей в детско-юношеской и молодежной прессе. Рассмотрена обширная теоретическая база (словари и энциклопедии, диссертации, статьи русских педагогов и исследователей, а также медиапроекты для молодой аудитории). Проанализированы дефиниции понятия «развитие» как основы развивающей журналистики. Показано, что возникновение развивающей журналистики и ее функционирование на страницах газет и журналов обусловлены запросом общества, поскольку она является необходимым и главным компонентом журналистики для детско-юношеской аудитории, так как содействует развитию (образованию, просвещению, воспитанию, формированию) и социализации, личностному и гражданскому становлению молодежи. Начиная с ХIХ в., российские педагоги, библиографы, литераторы раскрывали направления развития детей и юношества, дополняя друг друга, и, значит, направления развивающей журналистики, которые должны быть представлены в детско-юношеских и молодежных медиапроектах. Приведены примеры реализации различных направлений развивающей журналистики в детско-юношеской прессе Удмуртии.

Ключевые слова: развивающая журналистика, определение понятия, теоретическая база исследования, запрос общества, направления развивающей журналистики, детско-юношеская пресса Удмуртии

Литература

  1. Дунас Д.В. Развитие и современное состояние теоретических исследований журналистики и СМИ в России: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2016. – 24 с.
  2. Пушкарёва М.Д. Советские детские журналы и их воспитательно-образовательное значение в средней школе (5-7 классы): Дис. … канд. пед. наук. – М., 1950. – 117 с.
  3. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. – М.: АспектПресс, 2011. – 320 с.
  4. Исакова Н.Н. Советские пионерские журналы тридцатых годов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Петрозаводск, 1972. – 22 с.
  5. Капустина Г.Л. «Пионерская правда» как феномен детско-юношеской образовательной журналистики // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 176–186.
  6. Пономарёва Е.Л., Чаречанская В.В. Особенности работы редактора над детским периодическим изданием // Издательское дело: Науч.-техн. информ. сб. – М., 1998. – Вып. 1. – С. 1–23.
  7. Старкова Г.И. Детский журнал как явление развивающееся и развивающее // Современные соц.-полит. технологии: проблемы теории и общественной практики: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005. – С. 243–249.
  8. Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2012. – 69 с.
  9. Капустина Г.Л. Современная детская газета как тип издания: Дис. … канд филол. наук. – Тамбов, 2014. – 212 с.
  10. Грабельников А.А. Развивающая журналистика в отечественных СМИ // Ценностные ориентиры современной журналистики: Сб. науч. ст. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – С. 63–84.
  11. Косолапова Д.И. Информационно-коммуникативная активность детей и подростков в ювенильных СМИ // Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. – М., 2014. – С. 71–79.
  12. Терновская В. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе и детском чтении // Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М.: Детская лит., 1983. – С. 3–38.
  13. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М.: Детская лит, 1983. – 432 с.
  14. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. – М.: Учпедгиз, 1936. – 385 с.
  15. Толль Ф.Г. Наша детская литература: Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении. – СПб., 1862. – 332 с.
  16. Детская литература / Сост. Н.В. Чехов. – М.: Польза, 1909. – 256 с.
  17. Васильевский М.Н. Нужен ли детям детский журнал. – СПб.; М.: Изд. тов-ва М.О. Вольф, 1911. – 23 с.
  18. Налимов А. Движения в толковании книги для детей // Воспитание и обучение. – 1917. – № 7–9. – Стб. 152–155.
  19. Новая детская литература / Сост. С. Рагозина. Л.; М.: Книжный угол, 1924.  144 с.
  20. Н.К. Крупская о детской литературе и детском чтении: Статьи и высказывания. – М.: Детгиз, 1954. – 80 с.
  21. Сухоруков К.М. Основные типы и виды современных российских газетных и журнальных изданий // Издательское дело и редактирование: Теория. Методика. Практика: Межвед. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – Вып. 4. – С. 28–47.
  22. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 108–113.
  23. Ежова С.И. Самоактуализация подростков средствами периодической школьной прессы: Дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2005. – 171 с.
  24. Капустина Г. Аудитория детского периодического издания: понятия, показатели, структура // Акценты: Альманах. – 2012. – Вып. 1–2. – С. 14–25.
  25. Модзалевский К.Н. Что такое детская книга и детский журнал и чем они должны быть? // Русская школа. – 1891. – № 5–6. – С. 134–149.
  26. Острогорский В.П. Двадцатипятилетие журнала «Детское чтение». Пер. второй с июля 1877 по декабрь 1878 год включительно // Педагогический сб. – 1894. – № 1.
  27. Лемке М. Что читать детям до 15 лет. Указатель более 600 лучших детских книг со вступительной статьей. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1910. – 86 с.
  28. Старкова Г.И. Лексические средства создания образа юношества и его деятельности в периодике Удмуртии 1920-х гг. // Пресса и власть на уроках у свободы слова: Материалы науч.-практ. конф. «300 лет российской газете. Региональная пресса. 1703-2003», «10 лет специальности “Журналистика” и 5 лет факультету журналистики УдГУ». – Ижевск, 2006. – С. 119–125.
  29. Юмашева Н. Детско-юношеская самодеятельная газета в летнем оздоровительном лагере // Народное образование. – 2000. – № 4–5. – С. 49–56.
  30. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура в аспекте психологии развития ребенка // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2009. – № 2. – С. 44–52.
  31. Старкова Г.И. Стенные газеты как форма проявления и средство развития социальной активности молодежи Удмуртии в 20-е годы ХХ века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2009. – Т. 151, кн. 5, ч. 2. – С. 191–201.
  32. Старкова Г.И. Детский журнал как средство развития чувства патриотизма и интернационализма // Вестн. Удмурт. ун-та. – 2005. – № 5. – С. 24–30.
  33. Старкова Г.И. Школьные газеты как средство развития и реализации медиакультуры учащихся // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы – V: Материалы Междунар. науч. конф. – Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. ун-та, 2015. – С. 38–43.
  34. Старкова Г.И. Детско-юношеская пресса как средство развития языковой культуры юных читателей: история и современность // Современная журналистика: тенденции и особенности развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: ИГОиИТ, 2010. – С. 204–212.
  35. Старкова Г.И. Вклад советской детско-юношеской прессы в эстетическое развитие школьников Удмуртии // Издат. дело в регионах России: традиции и новации: Сб. науч. ст. – Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2017. – С. 115–120.
  36. Старкова Г.И. Удмуртская детско-юношеская периодика в контексте развития молодежи: из века ХХ в век ХХI // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2017. – Т. 11, Вып. 3. – С. 143–156.

Поступила в редакцию

16.04.18

 

Старкова Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и книговедения

Удмуртский государственный университет

ул. Университетская, д. 1/1, г. Ижевск, 426034, Россия

E-mail: stargi@mail.ru

 

Для цитирования: Старкова Г.И. Развивающая журналистика: к определению понятия // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 4. – С. 925–942.

For citation: Starkova G.I. Educational journalism: Concept definition. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 925–942. (In Russian)

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.