Т.Р. Красикова, Е.А. Кожемякин

Администрация города Белгорода, г. Белгород, 308000, Россия

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,г. Белгород, 308015, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье представлены исследовательские возможности мультимодального анализа дискурса телевидения. Авторы раскрывают ключевые специфицирующие черты телевизионного дискурса, определяют его главные мультимодальные компоненты и указывают на основные аналитические перспективы интерпретации взаимосвязи между элементами телевизионного дискурса и социальными категориями, репрезентированными в нем. В работе обосновывается следующий вывод: с позиций мультимодального анализа дискурса телевидение выступает как сложная семиотическая система, все элементы которой подчинены общей прагматической цели – трансляции смысловых структур, в которых репрезентирована и воспроизводится социальная реальность. Сегодня актуальной задачей является разработка методологической базы дискурс-анализа, которая позволила бы интерпретировать связь между ключевыми элементами дискурсивной практики телевидения (слово, звук и изображение) и социокультурными категориями, такими как социальная дистанция, властные отношения, социальное включение и исключение, социальная идентичность и т. д.

Ключевые слова: телевидение, телевизионный дискурс, мультимодальность, мультимодальный дискурс-анализ, дискурс-анализ

Литература

  1. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. – Харьков: Гуманит. центр, 2013. – 264 с.
  2. Fairclough N. Discourse and Social Change. – Cambridge: Policy Press, 1993. – 272 р.
  3. Ван Дейк Т. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: Либроком, 2013. – 344 с.
  4. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: УРСС, 2005. – 288 с.
  5. Уварова Е.А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Лингвистика. – 2015. – № 5. – С. 47–54.
  6. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
  7. Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-Дискурс: Теорет.-методолог. анализ. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин-т междунар. связей, 2008. – 340 с.
  8. Сибиданов Б.Б., Озеров В.А. Социальные и телевизионные роли в аудиальном дискурсе // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2014. – Вып. 10. – С. 252–258.
  9. Kress G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. – L.: Routledge, 2010. – 232 p.
  10. van Leeuwen T. Discourse and Practice. New Tools for Critical Discourse Analysis. – N. Y.: Oxford Univ. Press, 2008. – 173 р.
  11. Multimodal Discourse Analysis. Systemic-Functional Perspectives / Ed. by K.L. O’Hal­loran. – London; N. Y.: Continuum, 2004. – 256 р.
  12. Machin D. Introduction. What is multimodal critical discourse studies? // Critical Discourse Studies. – 2013. – V. 10, No 4. – Р. 347–355.
  13. Ларина Е.Г. Телевизионный дискурс и его жанровое разнообразие // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. – 2006. – Вып. 5. – С. 166–168.
  14. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М.: Флинта, 2008. – 182 с.
  15. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. – № 2. – С. 7–15.
  16. Струкова Е.В. Телевизионные новости: моделирование политической PR-информации (технологический аспект): Автореф. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2010. – 21 с.
  17. Сандлер Л.Л. Поликодовость как имманентное свойство телевизионного дискурса // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения: Тез. Междунар. Науч. форума. – СПб.: Высш. шк. журналистики и массовых коммуникаций, 2016. – URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6086.html.
  18.  Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста. – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/ bitstream/123456789/8687/1/Kazak_Spetsifika.pdf.
  19. Шестерина А.М. Авторская телепередача. – Воронеж: Изд-во фак-та журн. ВГУ, 2017. – 130 с.
  20. Анохин А.И. Современная российская телереальность (на примере аудиовизуальных материалов, посвященных европейскому миграционному кризису) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2016. – Т. 158, кн. 4. – С. 1002–1014.
  21. Фролов М.Е. Специфика реализации иллокутивного потенциала информационно-аналитических сообщений в телевизионном дискурсе // HOMO MENDAX: Игра с личностью или игра со смыслами. – М.; Тверь: ИЯ РАН, ТвГУ, 2004. – С. 123–132.
  22. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Мысль, 1980. – 368 с.
  23. Дешевова В.В. Агональность в телевизионном дискурсе (на материале современных российских телешоу): Автореф. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2010. – 22 с.
  24. Пиронкова О.Ф. «Живые новости» или о времени и пространстве в телевизионном эфире // Социол. исслед. – 2000. – № 8. – С. 65–74.
  25. Оганесова Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики: Дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2014. – 170 с.
  26. Киреева А.В. Средства идеологического конструирования телевизионного дискурса // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2015. – № 10. – С. 89–95.
  27. Юровский А.Я. Природа современного телевидения // Телевизионная журналистика. – М.: Изд-во МГУ: Высш. шк., 2002. – С. 117–138.
  28. Monaco J. How to Read a Film: The Art, Technology, Language, History, and Theory of Film and Media. – N. Y.: Oxford Univ. Press, 1981. – 533 р.

 

  1. Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. – London: Routledge, 1996. – 312 p.

Поступила в редакцию

28.03.18

 

Красикова Татьяна Романовна, кандидат филологических наук, заместитель начальника отдела информационного сопровождения пресс-службы

Администрация города Белгорода

Гражданский пр-т, д. 38, г. Белгород, 308000, Россия

E-mail: tkrasikova@inbox.ru

Кожемякин Евгений Александрович, доктор философских наук, заведующий кафедрой коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: kozhemyakin@bsu.edu.ru

 

Для цитирования: Красикова Т.Р., Кожемякин Е.А. Телевидение как объект мультимодального дискурс-анализа // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 4. – С. 894–907.

For citation: Krasikova T.R., Kozhemyakin E.A. Television as a subject of multimodal discourse analysis. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 894–907. (In Russian)

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.