Положение о кафедре

Кафедра иностранных языков является одним из структурных подразделений отделения «Высшая школа иностранных языков и перевода» Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета и осуществляет обучение английскому языку в 11 институтах и 1 факультете КФУ.

В профессорско-преподавательский состав кафедры входит 72 сотрудника, среди которых: 5 профессоров докторов наук, 35 кандидатов наук из них 26 доцентов, 27 старших преподавателей,4 преподавателя, а также 5 старших лаборанта и 1 лаборант.

Кафедра осуществляет обучение иностранному языку бакалавров, магистрантов и аспирантов неязыковых направлений вуза в следующих институтах КФУ:

Институт международных отношений

Институт психологии и образования

Юридический факультет 

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

Институт фундаментальной медицины и биологии

Инженерный институт

Институт экологии и природопользования 

Химический институт им. А.М. Бутлерова 

Институт геологии и нефтегазовых технологий

Институт физики

Институт вычислительной математики и информационных технологий

Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского

Институт дизайна и пространственных искусств


Преподаватели Кондратьева И.Г., Хисамова В.Н, Валеев А.А., Сигал Н.Г., Захарова Н.А., Соболева Н.П., Кадырова А.А., Харапудько Е.Н., Мубаракшина А.М., Чугунов А.С. участвуют в реализации образовательных программ по направлению 45.03.02, 45.04.02 «Лингвистика».

Приоритетные задачи кафедры:

-повышение качества англоязычной подготовки будущих специалистов;

-развитие научного потенциала профессорско-преподавательского состава;

-реализация мероприятий по продвижению КФУ в международных предметных рейтингах по направлению «Linguistics», «English language and Literature», «Language Education»;

-расширение зоны междисциплинарных научно-образовательных исследований;

-повышение академической репутации ППС;

-расширение спектра дополнительных образовательных услуг.

Основное направление учебно-методической деятельности кафедры ориентировано на повышение качества обучения в целях конкурентоспособности выпускников на рынке труда, решения ими коммуникативных, профессиональных и научных задач в условиях международной интеграции и сотрудничества с зарубежными странами. Кафедра принимает активное участие в реализации программ дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Переводчик в сфере медицинской научно-практической коммуникации», «Лингвокультурология в преподавании иностранного языка», «ФГОС: профессиональная компетентность учителя иностранного языка», «Английский язык в сфере профессионально-педагогической деятельности», «Учитель английского языка».

Основное направление научно-исследовательской деятельности кафедры: типологические, лингвистические, дидактические исследования и методика преподавания иностранных языков.

Научные школы кафедры проводят исследования в следующих направлениях:

10. 00. 00 Филологические науки: специальности:

10.02.20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание;

10.01.03 Литературоведение;

13. 00. 00 Педагогические науки: специальности:

13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Кафедра осуществляет руководство аспирантурой по специальностям:

10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (д.ф.н. профессор Хисамова В.Н., д.ф.н. профессор Сакаева Л.Р.)

Научная школа под руководством профессора Хисамовой В.Н. занимается сопоставительным изучением вопросов грамматики, лексикологии, словообразования, терминологии. В состав научной школы входят сотрудники кафедры Хисматуллина Л.Г., Ибатулина Л.М., Абдуллина Л.И. и 8 преподавателей других структурных подразделений КФУ.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (д. п. н., профессор Валеев А.А., д.п.н. профессор Фахрутдинова А.В.)

Под руководством профессора Валеева А.А. в 2021 защищена кандидатская диссертация преподавателя кафедры Асмоловской М.В.; работают в данном научном направлении сотрудники кафедры: Кондратьева И.Г., Налимова И.С., Кадырова А.А., Абросимова Г.А., Музафарова Н.М.

Социокультурная обусловленность учебно-воспитательного процесса в контексте современных образовательных тенденций (в России и за рубежом) - Руководитель д.п.н., профессор, профессор РАО Фахрутдинова А.В. Результаты исследования внедряются в образовательный процесс системы высшего и среднего профессионального образования, в систему подготовки и переподготовки (по данному направлению работают следующие сотрудники кафедры: Гутман Е.В., Гизятова Л.А., Мефодьева М.А., Шакирзянова Р.М., аспиранты Хабибуллин А.А., Юдинцева А.Ф.,Гилязова К.Р., Поспелова Ю.П., 6 соискателей и 2 докторанта из сторонних организаций)

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (д.п.н. профессор Айнутдинова И.Н.)

Основные направления деятельности: Реализация и популяризация авторской концепции интеграции профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста в высшей школе; Внедрение авторской образовательной технологии CIPPO (Creative – Informative – Personalized – Professionally Oriented teaching) в процесс обучения иностранным языкам в вузе; Проектирование и создание эффективной модели англоязычной образовательной среды в вузе, опосредованной применением современных веб-технологий и цифровых ресурсов; Изучение процесса формирования и развития у студентов билингвальной составляющей в профессиональной компетенции, , отражающей когнитивные (познавательные), нарративные (умение оформлять высказывания на английском языке для выражения определенных коммуникативных намерений в конкретных ситуациях профессионально-ориентированного общения) и конативные (демонстрация готовности и диспозиции к иноязычной коммуникации, сотрудничеству и саморефлексии) характеристики личности; Изучение процесса формирования и развития у студентов определённых компетенций (способностей и умений): профессиональных, метакогнитивных, информационных, исследовательских, межкультурных, коммуникативных и т.д., обусловленных задачами выбранной ими специальности и опосредованных изучением иностранного языка в новых условиях, актуализированных процессами глобализации, информатизации, цифровизации и др.

На кафедре уделяется особое внимание профессиональному развитию кадрового потенциала. В 2021 году защитили диссертации на соискание степени кандидата педагогических и филологических наук 2 преподавателя (Асмоловская М.В., Маршева Т.В., Корнева И.Г.). Ежегодно сотрудники кафедры принимают участие в Итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава КФУ, повышают профессиональную квалификацию участвуя во многих научных семинарах, конференциях, вебинарах и симпозиумах различных уровней: от городских и республиканских до международных и зарубежных очно и на различных онлайн площадках, через разнообразные программы повышения квалификации КФУ, а также в рамках стипендиальных и грантовых программ.

Кафедра проводит большую профориентационную работу, участвует в проекте ИМО по формированию сети базовых школ с профильными классами и углубленной подготовкой по профильным предметам (Гимназия № 3 г. Казани, профильную подготовку по английскому языку осуществляет ст. преподаватель Капустина Э.В.).

В 2014 году стартовал проект  «Англоязычная среда КФУ». Руководитель проекта - Фахрутдинова Анастасия Викторовна, профессор кафедры иностранных языков. В 2015 году было принято решение по организации единой координации достижений обучающихся, создана консультационная группа, в которую вошли руководитель проекта «Англоязычная среда КФУ», заведующие кафедрами Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО. Научно-педагогическую деятельность обеспечивают ученые самого высокого уровня, среди которых 12 докторов и более 100 кандидатов наук (в проект вовлечены 178 сотрудников Высшей школы иностранных языков и перевода): кафедра теории и практики перевода, кафедра европейских языков и культур, кафедра иностранных языков, кафедра иностранных языков  в сфере международных отношений, Центр развития компетенций «UNIVERSUM+», которые работают над совершенствованием  языковых компетенций более чем 8 тысяч обучающихся – бакалавров, магистрантов, аспирантов. В рамках проекта реализуются многочисленные образовательные, культурно-просветительские акции, направленные на привлечение и мотивацию студентов к изучению английского языка как языка научной и межкультурной коммуникации. Деятельность команды по реализации проекта способствует формированию у студентов высокого уровня языковых компетенций и обеспечивает широкие возможности для их профессионального, научного роста и дальнейшего трудоустройства.