DOI: 10.26907/2311-2042-2019-12-1-136-158

Рамиля Ринатовна Султанова,

Детская музыкальная школа № 8 г. Казани,

420101, Россия, Казань, ул. Братьев Касимовых, д.14.

Ramilay_82@mail.ru.

 

Ляля Тагировна Файзрахманова,

Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева,

420015, Россия, г.Казань, ул.Жуковского, д.4.

lafaiz@gmail.com.

 

В статье представлены материалы исследования, посвященного становлению начального музыкального образования в Татарстане в период с 1945 по 1960 год. На основе архивных материалов были выявлены даты и условия организации детских музыкальных школ республики, количественный состав преподавателей, перечень изучаемых учебных дисциплин, а также особенности организации учебного процесса в казанских и районных детских музыкальных школах республики. Определены негативные факторы, оказавшие влияние на данный процесс. Отдельное внимание уделено численному составу учащихся, их распределению по направлениям обучения; представлена динамика роста контингента учащихся музыкальных школ республики в указанный период. Сделан вывод о практике государственного регулирования деятельности музыкальных школ, что проявилось в их типизации и идеологизации содержания обучения. В статье представлены персоналии – выпускники ДМШ республики (1940–50-е гг.), ставшие профессиональными музыкантами.

 

Ключевые слова: начальное музыкальное образование, детская музыкальная школа, педагоги и учащиеся ДМШ, Татарстан.

 

Статья (полная версия)