DOI: 10.26907/2311-2042-2019-12-1-49-69

Нурфия Марсовна Юсупова,

Казанский федеральный университет,

Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18,

faikovich@mail.ru.

 

В статье анализируется символическая система на материале татарской поэзии 1920–50-х годов. Основным объектом исследования стали поэтические произведения Х. Такташа, М. Гафури, Х. Туфана, М. Джалиля, А. Файзи, Ф. Карима и др. В ходе анализа нами выявлены национально-специфические особенности символизации в татарском словесном искусстве. Несмотря на то что в 1920-е годы татарская поэзия начинает функционировать как одна из отраслей социалистической культуры, связь с прошлым окончательно не обрывается во многом благодаря устойчивым традициям в татарской поэзии, которые сформировались в начале ХХ века. Наблюдается обращение к образам, мотивам и символам, восходящим к народной или исламской культуре, общетюркской мифологии. Техника символизации совпадает с механизмом внутрилитературного синтетизма.

С другой стороны, смена литературно-эстетических и социокультурных ориентиров служит основой для возникновения идеологических символов. Зачастую в данном ключе функционируют и сквозные для татарской литературы символы, но в ходе трансформаций в текстах появляются их многочисленные авторские смысловые вариации. В-третьих, фольклорные образы-символы воспринимаются татарскими поэтами как возможность «смягчения» резких переходных явлений и сохранения при этом содержательных и формальных художественных традиций национальной поэзии. Обращение к народному творчеству, использование традиционных для татарской литературы образов-символов в качестве деталей идеолого-мифологических образов позволили поэтам преодолеть политический схематизм. В-четвертых, в фольклорных образах-символах прослеживается осознанный взгляд на идеологию, они выступают «выразителями» «противоидеологической» авторской позиции. Критический взгляд на повседневные проблемы жизни сквозь призму судьбы нации, нравственности и традиций народа приводит к углублению содержания – так в татарской поэзии 1920–50-х годов проявляется политический подтекст.

Таким образом, с одной стороны, смена социокультурных ориентиров способствует поиску идеологических универсалий, символических структур для формирования идеологического содержания, с другой стороны, татарская поэзия пытается оберегать прежние литературные традиции, что ярко проявляется в сохранении фундамента системы национальных символов, прежде всего при помощи генетически связанных с фольклорными традициями образов-символов, продолжающих традиции символизации начала ХХ века.

 

Ключевые слова: татарская поэзия, символ, трансформация, образ, концепция личности, функция, номинативное значение.

 

Статья (полная версия)