DOI: 10.26907/2311-2042-2019-12-1-32-48

Ильдус Камилович Фазлутдинов,

Башкирский государственный университет,

Россия, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди., д. 32,

fazlutdinov75@mail.ru.

 

В статье исследуются личные и творческие контакты Мустая Карима с татарскими писателями сквозь призму наработок современного литературоведения. Автор в своей работе руководствуется хронологическим и диахронным методами анализа. В статье доказано, что великий поэт башкирского народа оказал огромное влияние на культуру и искусство народов СССР, преодолев узконациональные рамки, проблематика его произведений стала носить общечеловеческий характер. В ходе анализа личных и творческих контактов М. Карима с татарскими писателями и деятелями культуры был выявлен ряд особенностей.

Во-первых, огромную роль в становлении его поэзии сыграли традиции татарского фольклора и творчество таких корифеев татарской литературы, как Габдулла Тукай, Хади Такташ, Муса Джалиль, Наки Исанбет. Это нашло воплощение в художественной картине мира его произведений, в эстетическом оформлении поэтической мысли. Так, при создании новых образов действительности М. Карим опирался на традиции, заложенные Г. Тукаем, это повлияло и на музыкальность его произведений. Во-вторых, крепкая дружба с татарскими писателями Хасаном Туфаном, Гарифом Ахуновым, Ильдаром Юзеевым, Туфаном Миннуллиным не мешала М. Кариму вступать с ними в творческую полемику: они обогащали творчество друг друга новыми поэтическими образами и приемами выразительности.

В третьих, для поколения поэтов – татарских шестидесятников: Рената Хариса, Равиля Файзуллина, Марселя Галиева, Роберта Миннуллина – он превратился в поэта-наставника. Это позволило литературоведам ввести понятие «Школа Мустая».

 

Ключевые слова: поэзия, творчество, индивидуальный стиль, литературная критика, традиция, творческий метод, поэтический образ, символ.

 

Статья (полная версия)