Преимущества систем автоматизации очевидны: быстрый доступ к информации повышает производительность; данные легко изменяются и, как следствие, всегда актуальны; сокращаются материальные издержки и снижается вероятность возникновения ошибок из-за человеческого фактора, автоматизируются рутинные процессы и появляется возможность коллективной работы над данными.

   Специфика данной области заключается в необходимости хранения достаточно больших объемов структурированной информации различных видов и назначений, начиная персональными данными преподавателей и обучающихся и заканчивая всевозможными учебными планами и данными об успеваемости. В то же время внутренняя структура и особенности различных высших учебных заведений могут кардинально отличаться, и как следствие - отличаются требования к архитектуре используемых баз данных.

 Какой минимальный набор функционала должно предоставлять программное обеспечение для ВУЗа, сконцентрированное прежде всего на учебном процессе? Конечно же, это хранение данных о структуре заведения, о преподавательском составе, преподаваемых дисциплинах, обучающихся и множестве процессов, происходящих внутри учебного заведения. К данным процессам относятся поступление и выпуск обучающихся, зачетные и экзаменационные сессии и собственно учебный процесс.

 В процессе выполнения научной работы стояла задача разработать прототип программного продукта, автоматизирующего деятельность по составлению расписания для высших учебных заведений на платформе 1С. На этапе подготовки были изучены особенности предметной области, для которой создается программный продукт, и составлены требования к получаемому в итоге работы программы расписанию. Анализ существующих программных продуктов показал, что потребность в подобных программах велика, разнообразие предлагаемых приложений довольно объемно, при этом большинство из них является очень дорогостоящими и сложными.

  Особое внимание в работе было уделено рассылке и оповещению пользователей. Эти функции были реализованы частично методами платформы, частично с использованием внешних сервисов. Для возможности применения разработанного приложения на практике были реализованы сервисные подсистемы, запрограммирован функционал по идентификации пользователей. Эти части программы обеспечивают жизнеспособность приложения.

   В ходе реализации прототипа программного продукта была изучена технологическая платформа 1С: Предприятия. В данной работе широко задействованы предлагаемые ей возможности, использованы различные объекты встроенного языка и типы модулей, а также встроенный язык запросов 1С.

  Также в процессе реализации подсистемы генерации расписания была изучена возможность программного создания объектов информационной базы и система компоновки данных, автоматизирующая деятельность программиста по составлению сложных отчетов. Разработанный прототип программного продукта выполняет все предъявляемые к нему требования, при этом не содержит избыточной функциональности и имеет простой пользовательский интерфейс.

   Преимуществами разработанного прототипа является оптимальность используемого алгоритма, сохраняющего баланс между приемлемостью создаваемого расписания и необходимыми для этого данными и ресурсами, а также возможность рассылки и оповещения, которая отсутствует в представленных на рынке программных продуктах.