Н.Ю. Бикеева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимоотношения королевской власти и церкви во Франкском государстве VI в. и выясняется, какую роль в них играли женские монастыри. «Долевое королевство» (Teilreich) франков представляло собой государственное образование, в котором церковь наделялась функциями светской власти, а мирские правители стремились приобрести атрибуты религиозного авторитета. В условиях политической нестабильности, слабой бюрократизации и широчайшей системы личных связей возможность участия в социальной и политической жизни появлялась и у женщин, в том числе монахинь. В связи с этим в статье делается следующий вывод: во Франкском королевстве второй половины VI в. монастыри, включая женские, были не только духовными обителями, но и альтернативными органами власти. В период раннего средневековья они стали важными элементами в системе различных социокультурных и политических взаимодействий. Вследствие этого женские монастыри, несмотря на свою замкнутость, играли в рассматриваемую эпоху значительную роль в жизни городских поселений, выполняли как духовные, так и социальные, экономические и политические функции.

Ключевые слова: Франкское королевство, Teilreich, женский монастырь, структуры власти, епископат, баланс сил, раннее средневековье, св. Радегунда, Григорий Турский

Литература

  1. Лебек С. Новая история средневековой Франции: в 2 т. / Пер. В. Павлова. – М.: Скарабей, 1993. – Т. 1: Происхождение франков. V – IX века. – 352 с.
  2. Le Jan R. La sacralité de la royauté mérovingienne // Annales. Histoire, Sciences Sociales. – 2003. – No 6. – P. 1217–1241.
  3. Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. – М.: ИВИ РАН, 2003. – 405 с.
  4. Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во франкском государстве // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI – VII вв.). – Л.: Наука, 1990. – С. 46–70.
  5. Бикеева Н.Ю. Женский монастырь и его обитатели в системе межкультурных взаимодействий Франкского королевства второй половины VI века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2009. – Т. 151, кн. 2, ч. 1. – С. 115–123.
  6. Лависс Э. История Франции в Раннее Средневековье / Пер. с франц. О.А. Добиаш-Рождественской; под ред. И.М. Гревса. – СПб.: Евразия, 2018. – 578 с.
  7. Van Dam R. Leadership and Community in Late Antique Gaul. – Berkeley: Univ. California Press, 1985. – 350 p.
  8. James E. Beati pacifici: bishops and the law in sixth-century Gaul // Disputes and settlements: law and human relations in the West / Ed. by J. Bossy. – Cambridge; N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1983. – P. 25–46.
  9. Старостин Д.Н. От Поздней Античности к Раннему Средневековью: Формирование структур власти и её образов в королевстве франков в период правления Меровингов (V – VIII вв.). – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 488 с.
  10. Усков Н.Ф. Монастыри в городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы: в 4 т. – М.: Наука, 1999. – Т. 1: Феномен средневекового урбанизма. – С. 284–312.
  11. Wemple S.F. Women in Frankish Society. Marriage and the Cloister (500–900). – Philadelphia: Univ. Pennsylvania Press, 1981. – 368 p.
  12. Фоне-Вампль С. Женщины от V по X в. // История женщин на Западе: в 5 т. / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро; пер. с фр. под ред. Р.А. Гимадеева. – СПб.: Алетейя, 2009. – Т. 2: Молчание Средних веков. – С. 171–201.
  13. Омельченко Д.М. Женский монастырь св. Иоанна в Арелате в первой половине VI в.: нормативная модель и практика // Диалог со временем. – 2010. – № 31. – С. 5–15.
  14. Бикеева Н.Ю. Королева-монахиня: монастырь св. Радегунды как место власти // Адам & Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П. Репиной – М.: ИВИ РАН, 2007. – № 13. – С. 7–17.
  15. Scheibelreiter G. Konigstochter im Kloster. Radegund und der Nonnenaufstand von Poitiers // Mitteilungen des Instituts für Österreichische Geschichtsforschung. – 1979. – H. 87. – S. 1–37.
  16. Jong M de. Monastic Prisoners of Opting Out? Political Coercion and Honour in the Frankish Kingdoms // Topographies of Power in the Early Middle Ages / Ed. M. de Jong, F. Theuws. – Leiden, 2001. – P. 291–328.
  17. Goffart W.A. The Narrators of Barbarian History (A.D. 550–800): Jordanes, Gregory of Tours, Bede, and Paul the Deacon. – Princeton: Princeton Univ. Press, 1988. – 536 p.
  18. Fouracre P.J. Attitudes towards Violence in Seventh- and Eighth-Century Francia // Violence and Society in the Early Medieval West / Ed. by G. Halsall. – Woodbridge: Boydell, 1998. – P. 60–73.
  19. Репина Л.П. Гендерная иерархия и «власть женщин»: индивидуальный опыт в социальном контексте // Адам & Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П. Репиной. – М.: ИВИ РАН, 2005. – № 10. – С. 140–166.
  20. Дюмезиль Б. Королева Брунгильда / Пер. с фр. М.Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 2012. – 560 с.
  21. Gradowicz-Pancer N. De-gendering Female Violence: Merovingian Female Honour as an ‘Exchange of Violence’ // Early Mediev. Eur. – 2002. – V. 11, No 1. –P. 1–18.
  22. Le Jan R. Convents, Violence and Competition for Power in the Seventh Century Francia // Places of Power in the Early Middle Age / Eds. F. Theuws, M. de Jong, C. Van Rhijn. – Leiden: Brill, 2000. – P. 243–269.

Поступила в редакцию

15.12.17

 

Бикеева Наталья Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: binata@rambler.ru

 

Для цитирования: Бикеева Н.Ю. Женские монастыри в системе «баланса сил» во Франкском государстве Меровингов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 3. – С. 710–722.

For citation: Bikeeva N.Yu. Convents in the system of “balance of powers” in the Frankish kingdom (Teilreich) of the Merovingians. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 3, pp. 710–722. (In Russian)

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.