В Казанском федеральном университете завершился  V Международный форум по педагогическому образованию «Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности».

Пятый год подряд Институт психологии и образования КФУ на высоком уровне проводит ставший традиционным форум для представителей сферы образования со всего мира.

В этом году в качестве спикеров на форуме выступили представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего в форуме приняли участие ученые 140 российских и 60 зарубежных университетов из более чем 30 стран.

Значение Международного форума по педагогическому образованию достаточно емко раскрыл ректор КФУ Ильшат Гафуров, подчеркнув, что в условиях, когда профессионализм учителя является необычайно важной проблемой для образовательных систем практически всех стран мира, форум – это, прежде всего, научная площадка, где мы можем изучать передовой отечественный и международный опыт, представлять собственные модели педагогического образования, которые мы успешно развиваем  в КФУ с 2011 года.

Внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры.  В 2018 году КФУ вошел в число 125 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. По версии еще одного авторитетного рейтинга – QS World University Rankings – в предметной области «Образование» КФУ занимает 251−300 место. По числу публикаций в области образования в базах данных Scopus и Web of Science, по цитируемости научных исследований и материально-техническому, информационному оснащению учебного процесса КФУ занимает 1-е место в России.

Значимость проведения Международного форума по педагогическому образованию отмечена и на государственном уровне: в работе форума приняли участие представители Министерства образования и науки РТ, Российской академии образования и международных ассоциаций исследований педагогического образования.

Форум, несмотря на свой молодой возраст, получил широкую известность в профессиональных кругах. Если в 2015 году в нем приняли участие 165 коллег из России и других стран, в 2017 году  — 400 ученых из 26 российских и 38 зарубежных университетов, в 2019 - свыше 600 российских и иностранных ученых обсуждали актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

В 2019 году международный форум по педобразованию стал площадкой для проведения мероприятий разного уровня и масштаба: пленарных и секционных заседаний, круглых столов, семинаров, мастер-классов, панельных дискуссий и т.п. Руководителями секций и модераторами на форумах выступили известные российские и зарубежные специалисты, выдающиеся педагоги, представители столичных и региональных образовательных учреждений.

За три дня работы форума было представлено 10 ключевых докладов от ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области педагогического образования; также проведено 13 симпозиумов, более 100 секций, 2 круглых стола, 4 международные конференции, 2 мастер-класса.

В рамках работы форума состоялись четыре крупные международные научно-практические конференции: «Непрерывное педагогическое образование: новые концепции и технологии», «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», «Исследовательски-ориентированное педагогическое образование», «Идеи Януша Корчака в подготовке будущего учителя». Их темы предполагали рассмотрение всех аспектов работы учителя: от воспитания до цифровых технологий и интеграции образования в государственные программы развития различных стран.

Во время работы форума на повестку дня были вынесены наиболее острые проблемы, и, что немаловажно, научное сообщество проявило сплоченность в стремлении найти их решение, а также проявило приверженность базовым ценностям человечества в подходе к поиску ответов на самые важные вопросы, стоящие сегодня перед мировой системой образования.

Форум включил в себя проведение ряда и других значимых научных мероприятий.

Так, в КФУ состоялась дискуссия с участием академиков Российской академии образования, темой которой стали изменения в учебниках и учебных планах, поддержка сельских школ и мотивация оставаться в профессии для молодых учителей.

Профессор Департамента образования и инноваций в Аризонском университете Мария Тереза Татто, почетный профессор Оксфордского университета Иен Ментер и заместитель директора по международной деятельности ИПО КФУ Роза Валеева представили участникам Международного форума по педагогическому образованию международную монографию Knowledge, Policy and Practice in Teacher Education: a Cross-National Study​, соавторами которой они выступили. 

В рамках форума также состоялся семинар молодых педагогов в формате TeachMeet, неформальная встреча молодых учителей Казани, презентация проектов профессионального развития учительских кадров в Международной школе «Бала сити».

В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ развернулась дискуссия международного уровня о практике адаптации детей мигрантов.

Спектакль «Виват, КФУ!» детского театра Института психологии и образования «Радуга» увидели гости международного форума: члены Международной ассоциации имени  Януша Корчака во главе с Президентом  Международного общества известным польским ученым Мареком Михалеком, а также российские ученые и педагоги.

В рамках форума также прошла церемония вручения Международного Ордена Улыбки и состоялась встреча с координаторами и выпускниками программы "Глобальное образование".

"Каждый наш форум призван не только выявить и предложить пути решения актуальных педагогических проблем, но и является в определенной мере инструментом анализа принимаемых на ежегодных педагогических форумах постановлений: в сфере внимания каждого последующего форума обязательно попадают итоги предыдущего, что позволяет оценить, насколько в предшествующем году правильно были выбраны направления развития современной педагогики.

Для гостей из-за рубежа наш ежегодный форум по педагогическому образованию является важным источником информации о главных тенденциях педагогического образования России, возможностью рассказать о своих проблемах и планах, перспективой установления прочных связей с российскими коллегами, - резюмировал директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин.

 

Более подробная информация на сайте форума: http://ifte.kpfu.ru/