В настоящее время остается все меньше приверженцев того убеждения, что «лучшие начальники – это мужчины». Формула «женщина = руководитель» уже достаточно прочно укрепила свои позиции. Ведь главное не в том, кто стоит у руля, а в том, как им управляют. Гостем нашей рубрики «Персона» стала Турилова Екатерина Александровна, директор Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского

–Вот уже большую часть текущего учебного года Вы занимаете пост директора Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского. Вступление на новую должность – это очень волнительный и ответственный шаг. Интересно узнать, какие чувства Вы испытали в тот миг, когда узнали, что избрали именно Вас. Поменялось ли что-то к настоящему моменту?

– Сложно было мне самой принять решение, которое фактически состояло из двух: уйти с прежней позиции и попробовать себя в новой на мехмате. Но я предпочитаю «жалеть о том, что сделано, а не о том, что не сделано». Впрочем, пока не жалею. Бывают сложные моменты, непростые решения, часто не хватает времени. Но все это нормальные рабочие моменты.

Можете вспомнить первую мысль, которая возникла в Вашей голове, когда Вы впервые переступили порог своего нового кабинета?

– Здесь ничего не изменилось за последние 20 лет…

– Как к Вашему назначению отнеслись коллеги из ИВМиИТ? Студенты не ревнуют?

– Коллеги отнеслись предсказуемо по-разному: кто-то сожалеет об уходе профессионала, кому-то (как и мне) не хватает прежней доли дружеского общения, а кто-то ждет моего провала, считая выскочкой и карьеристкой. У студентов нет причин для ревности. Все занятия, которые я должна была провести в текущем учебном году, я провожу, так что в жизни студентов ничего не изменилось с моим уходом из ИВМиТ. Я по-прежнему открыта для общения, помогаю ребятам, чем могу, и надеюсь, что это будет продолжаться…

– В процессе собеседования современные работодатели традиционно задают соискателям вопрос о том, каким они видят свое ближайшее будущее. Поскольку на данный момент Вы занимаете новую для себя должность с новым набором обязанностей и полномочий, хотелось бы поинтересоваться: кем Вы видите себя через 5 лет?

– Преподавателем и ученым, то есть тем, кто я есть и сейчас, вне зависимости от тех административных функций, которые я выполняю в настоящее время. Я получаю удовольствие от общения со студентами и процесса занятия математикой и не хочу себе в этом удовольствии отказывать. Надеюсь, так будет и через 5 лет.

– Как Вы думаете, каких перспектив можно ожидать от ИММ им. Н.И. Лобачевского через эти же 5 лет? И какую работу предстоит для этого проделать?

– Я долго думала над фразой, которая могла бы охарактеризовать то, что, с моей точки зрения, должно происходить с мехматом. И я нашла для себя эту фразу: «Меняемся вместе с окружающим миром, не изменяя себе». Хотим мы того или не хотим, но мир меняется очень быстро, и мы просто обязаны принимать вызовы этого мира. Новые знания, новые направления исследований, новые образовательные программы – все это будет. Еще мне хотелось бы, чтобы Институт математики и механики стал «центром притяжения» в области математики для всех (для школьников, ученых, представителей промышленности и бизнеса). У нас есть для этого все возможности. Что для этого нужно? Нужно очень сильно захотеть и очень много работать всему коллективу.

– Нам известно, что Ваша педагогическая карьера началась с позиции школьного учителя. Позже к числу учеников присоединились и студенты университета. Очевидно, что в процессе взаимного сотрудничества учились и они, и Вы. Какие уроки из общения со своими подопечными Вы выносите?

– Я стараюсь всегда общаться «на равных», вне зависимости от возраста людей, сидящих в аудитории, уважаю их точку зрения, не боюсь признаться в том, что я чего-то не знаю, но при этом стараюсь ответить на все вопросы и решить все проблемы, не обращая внимание на то, относятся они к математике или нет.

– Как Вас воспитывали Ваши родители? На что, по-вашему, необходимо обратить больше внимания, если ребёнок имеет математический склад ума?

– Второй вопрос слишком «узок» и спорен: человек может прожить 16 лет, и все вокруг, включая его самого, будут считать, что он «чистый гуманитарий», но потом он встречается со «своим» преподавателем, и оказывается, что у человека прекрасные математические способности.

А мои родители и моя семья воспитывали меня любовью. Любовью и собственным примером. Меня поощряли иметь собственное мнение, которое уважали наравне со мнением других членов семьи, давали мне определенную свободу, но при этом вырабатывали чувство ответственности за свои поступки. Я рано научилась читать, и меня никогда не ругали за то, что я допоздна засиживалась с книгой, снова уважая мой выбор. Я умею трудиться и уважать чужой труд, и это тоже заслуга моей семьи. Возможно, я стала взрослой несколько раньше, чем это обычно происходит, но и в этом нет ничего плохого. Я не боюсь ответственности, умею принимать решения и реализовывать их. И я очень благодарна своей семье за все.

– Какие качества нынешних студентов Вам импонируют? Что, напротив, не нравится?

+ уверенность в собственных силах, готовность к переменам

- в поисках ответа на математический вопрос обращаться не к учебникам, а к Википедии.

– Какой совет Вы можете дать будущим выпускникам общеобразовательных учреждений, планирующим поступать на мехмат?

– Я стараюсь не давать советов. С детства я запомнила слова, который А.Дюма вложил в уста одного из своих героев: «Обычно люди спрашивают совета, чтобы не следовать ему, а если и следуют, то только затем, чтобы было потом кого упрекнуть». А если серьезно, то человеку, который рассматривает мехмат как место, где он планирует провести несколько лет своей жизни, я бы сказала, что легко и просто не будет совершенно точно, что многое не будет получаться, особенно в первое время, но все это можно (и нужно!) преодолеть, и, когда это произойдет, у Вас будет прекрасная математическая подготовка и умение самостоятельно извлекать новые знания и применять их в нужное время в нужном месте.

БЛИЦ-ОПРОС

1. Назовите последнюю книгу, которую Вы прочитали. Скорее, перечитала.. «Театр» С. Моэма

2. Какая песня чаще всего звучит в Вашем плейлисте? «Море любви» Андрея Макаревича

3. Если Вас покидает вдохновение, как Вы восстанавливаетесь? Если есть возможность, отправляюсь в путешествие, пусть и очень короткое. если такой возможности нет, работаю…

4. Какие три вещи в жизни, по Вашему мнению, обязательно должен сделать каждый ученый?

1. Найти единомышленника;
2. Понять, что у него ничего не получается, что никакой он не ученый;
3. Продолжить работу, несмотря ни на что.

5. Если бы Вам представился шанс вернуться в свои студенческие годы, выбрали бы Вы другую профессию? Нет

6. Если бы у Вас была возможность побеседовать с одним из математиков прошлого, это был бы: с учетом моих научных исследований ответ предсказуем: Джон фон Нейман. Но, если говорить о тех людях, которых уже нет с нами, я бы сейчас с гораздо большим удовольствием пообщалась с Данияром Хамидовичем Муштари. и как с математиком, и как с человеком.