О.А. Серова

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,

г. Калининград, 236016, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В настоящее время происходит трансформация университетов как основных субъектов инновационной экономики. Новая роль и активное взаимодействие с предпринимательской средой требуют изменения правовых условий функционирования высшего учебного заведения как участника экономических отношений. В статье отмечается, что концепция предпринимательского университета предполагает широкое участие образовательных организаций в коммерциализации полученных научных результатов. С этой целью они создают малые инновационные предприятия, активно взаимодействуют с иными хозяйствующими субъектами. Однако, по мнению автора, правовое положение университета, определяемое некоммерческим статусом государственного учреждения, существенно ограничивает возможности данных юридических лиц в условиях конкуренции с коммерческими организациями, также принимающими активное участие на рынке оборота объектов интеллектуальной собственности. Сделан вывод о трансформации социально-экономической природы университета на современном этапе развития общества, что требует изменения гражданского законодательства в части регулирования правового положения образовательных организаций в форме государственных учреждений.

Ключевые слова: корпорация, социальная корпорация, унитарная организация, холдинг, инновации, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности

Литература

  1. Головко Н.В., Дегтярева В.В., Мадюкова С.А. Предпринимательский университет и теория Тройной спирали // Высшее образование в России. – 2014. – № 8-9. – С. 46–53.
  2. Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журн. эконом. теории. – 2017. – № 4. – С. 212–221.
  3. Gambardella A., McGahan A.M. Business-model innovation: General purpose technologies and their implications for industry structure // Long Range Planning. – 2010. – V. 43, No 2–3. – P. 262–271. – doi: 10.1016/J.LRP.2009.07.009.
  4. Андрюшкевич О., Денисова И. Опыт формирования предпринимательских университетов в контексте модели «тройной спирали» // Капитал страны. – 2014. – 15 окт. – URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/opyt_formirovaniya_predprinimatelskih_     universitetov_v_kontekste_modeli_troj/, свободный.
  5. Цителадзе Д.Д. Методология создания самоорганизуемой российской экосистемы инновационного бизнеса // Инновации. – 2011. – № 6. – С. 9–18.
  6. Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров: Отчёт. – СПб., 2015. – URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/06b/Innovation_ecosystem_analytical_report.pdf, свободный.
  7. Косолапов Н.А. Государство как корпорация и корпорация как государство: продукт глобализации или новая феноменология? // Сравнительная политика. – 2011. – Т. 2. – С. 19–37.
  8. Констинтинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. – 2007. – № 1. – С. 49–62.
  9. Греген-Херманс Д. Организационные возможности университетов как слабое звено в развитии межкультурных компетенций // Междунар. высш. образование. – 2015. – № 78. – С. 14–16.
  10. Макарова О.А. Генезис предпринимательских объединений: от корпорации к корпорации? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 14. Право. – 2010. – Вып. 1. – С. 4–15.
  11. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римском праву. – Ярославль: Типо-литогр. Г. Фальк, 1892. – 316 с.
  12. Назаренко Н.В. Соотношение корпоративной культуры промышленной корпорации и культуры вуза в процессе перехода вуза в статус образовательной корпорации // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (18 февр. 2016 г., Пенза): в 3 ч. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. – Ч. 3. – С. 124–127.
  13. Sovacool B.K. Broken by design: The corporation as a failed technology // Science, technology and society. – 2010. – V. 15, No 1. – P. 1–25. – doi: 10.1177/097172180901500101.
  14. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: Экспертно-аналит. докл. / Под науч. рук. В.Н. Княгинина. – М.: Центр стратег. разработок, 2017. – 134 с.
  15. Терентьев А.Р. Управление корпорациями на основе методологии нейронных сетей // Экономическое возрождение России. – 2007. – № 2. – С. 60–67.

Поступила в редакцию

05.02.18


Серова Ольга Александровна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

ул. А. Невского, д. 14, г. Калининград, 236016, Россия

E-mail: OlgSerova@kantiana.ru


Для цитирования: Серова О.А. Университет как социальная корпорация: проблемы правовой природы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 2. – С. 328–339.

For citation: Serova O.A. University as a social corporation: Problems of legal nature. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 2, pp. 328–339. (In Russian)



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License