А.Ю. Колесников

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, 603950, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Современный британский писатель Чайна Мьевиль (р. 1972), определивший свой жанр как «странную фантастику», в романе «Город и город» (The City & The City, 2009), как отмечено литературными критиками в рецензиях, уходит от привычного стиля в сторону более сложно организованного, жанрово отличного повествования. В настоящей статье представлены особенности городского ландшафта в этом переведённом на русский язык произведении. Актуальность исследования заключается в том, что, хотя в творческой биографии Мьевиля роман «Город и город» является поворотным, он остаётся одним из наименее исследованных, несмотря на то что здесь сформулированы ключевые проблемы европейского общества сегодня, затрагиваются острые вопросы мультикультурализма, межэтнического взаимодействия и природы политической и гражданской идентичности. Целью исследования является не столько анализ художественной специфики организации пространства в романе, сколько демонстрация тех социальных и политических контекстов, которые лежат в основе именно такого членения (локаций). В этой связи привлекаются работы Мишеля Фуко и ряда его последователей, связанные с изучением такого явления, как гетеротопия. Выбранный ракурс позволяет по-новому взглянуть на предмет и объект анализа. В заключение делается вывод о том, что Ч. Мьевиль ставит своей основной задачей исследование двух феноменов (табу и граница) в их сложной взаимосвязи.

Ключевые слова: нуар, английская литература, фантастика, социально-политическая фантастика, интерстициальность, гетеротопия

Литература

  1. Чайна Мьевиль: Биография писателя. – URL: http://readly.ru/author/16108/, свободный.
  2. Miéville С. Between Equal Rights: A Marxist Theory of International Law. – Leiden; Boston: Brill, 2005. – 375 р.
  3. Hourigan D. On the possibility of legal form in Miéville's speculative fiction // Law and Literature. – 2018. – V. 30, No 2. – P. 167–184.
  4. Doherty N. Hybridized possibilities: China Miéville's “The Scar” and “The Conjuring Law” // Law and Literature. – 2016. – V. 28, No 2. – P. 233–254.
  5. Bowser R.A., Croxall B. Like clockwork: Steampunk pasts, presents, and future. – Minneapolis; London: Univ. Minnesota Press, 2016. – 228 p.
  6. Shaw D.B. Strange zones: Science fiction, fantasy and the posthuman city // City. – 2013. – V. 17, No 6. – P. 778–791.
  7. Gordon J. Hybridity, heterotopia, and mateship in China Miéville's “Perdido Street Station” // Science-Fiction Studies. – 2003. – V. 30, No 3. – P. 456–476.
  8. Сериков А.Е. Фантастика как источник описания повседневных поведенческих моделей (на примере романа Ч. Мьевиля «Город и город») // Третьи Лемовские чтения: Сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием памяти Станислава Лема / Отв. ред. А.Ю. Нестеров. – Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2016. – С. 493–517.
  9. Schimanski J. Seeing Disorientation: China Miéville's “The City & The City” // Culture, Theory and Critique. – 2016. – No 1. – P. 106–120.
  10. Butler A.M. The Tain and the Tain: China Miéville's Gift of Uncanny London // The New Centennial Review. – 2013. – V. 13, No 2. – P. 133–154.
  11. Bryant L.R. Onto-Cartography: An ontology of machines and media. – Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2014. – 313 p.
  12. Marks P. Monitoring the unvisible: Seeing and unseeing in China Miéville's “The City & The City” // Surveillance and Society. – 2013. – V. 11, No 3. – P. 222–236.
  13. Hourigan D. Breach! the law's Jouissance in Miéville's “The City & The City” // Law, Culture and the Humanities. – 2013. – V. 9, No 1. – P. 156–168.
  14. Mieville Handout // Module EN361 “Introduction to Alternative Lifeworlds Fiction (Science Fiction, Fantasy and the Weird)” by Dr Andrew Stones and Dr Graeme Macdonald for current undergraduate students in the Department of English and Comparative Literary Studies at the University of Warwick. – URL: https://www2.warwick.ac.uk/fac/arts/ english/currentstudents/undergraduate/modules/en361fantastika/mie769villehandout.pdf, свободный.
  15. Kendrick C. Socialism and fantasy: China Miéville's fables of race and class // Monthly Review. – 2016. – V. 67, No 9. – P. 13–24.
  16. Харламов Н. Гетеротопии: странные места в городских пространствах // Синий диван. – 2010. – № 15. – С. 189–197.
  17. Фуко М. Слова и вещи / Пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. – 406 с.
  18. Clark K. Jure Divino: Defoe, Locke and Milton, and Political Theory // Daniel Defoe. –London: Palgrave Macmillan UK, 2007. – P. 51–77.

Поступила в редакцию

20.12.17


Колесников Александр Юрьевич, аспирант, ассистент кафедры зарубежной литературы

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

For citation: Kolesnikov A.Yu. The specificity of urban landscape arrangement in the novel “The City & The City” by China Miéville. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 1, pp. 198–206. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.