О.А. Баратова, В.Б. Шамина

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В эпоху постмодернизма театральность становится одной из характерных примет литературы. В настоящей статье это показано на основе анализа двух романов английских писателей: «Моралите» Барри Ансуорта (1995) и «Чудеса и диковины» Грегори Норминтона (2004), которые пока не получили должного освещения в российской критике. Выявлено, что тексты произведений предельно театрализованы, поскольку концепт театра охватывает все уровни их художественной структуры: тематический, лексический, психологический, философский. Театрализация становится основополагающим принципом художественной структуры и проявляется в визуализации, диалогичности, желании героев срежиссировать жизнь и т. д. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемых романах Б. Ансуорта и Г. Норминтона представлена метатеатральная картина мира, важнейшими признаками которой являются размытие границ между театром и реальностью, переход к постмодернистской карнавализации с её множественностью, отсутствием чётко выраженных идеологических ориентиров, смешением высокого и низкого, всеобъемлющим игровым началом.

Ключевые слова: постмодернизм, театральность, карнавальность, симулякр, метатеатральность

Литература

  1. Хабибуллина Л.Ф. Постмодернистская концепция мировой истории в английской литературе рубежа XX – XXI веков // Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе / Науч. ред. Г.А. Фролов. – Казань: Казан. ун-т, 2016. – С. 168–178.
  2. Бочкарева Н.С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков» // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. – 2009. – Вып. 6. – С. 81–92.
  3. Евсеева К.В. Функция символов в романе Г. Норминтона «Корабль дураков» // Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: Сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. – Казань: Центр инновац. технологий, 2014. – С. 230–242.
  4. Владимирова Н.Г., Нагорная Е.В. Семиотика корабля и его моделирующие свойства в романах Уильяма Голдинга, Джулиана Барнса и Грегори Норминтона // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. – 2013. – Вып. 8. – С. 146–150.
  5. Владимирова Н.Г. Фрагментарность и целостность текста (роман Грегори Норминтона «Корабль дураков») // Вестн. Север. (Аркт.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. – 2014. – № 5. – С. 85–90.
  6. Шамина В.Б. Функции художественных артефактов в романе культуры Грегори Норминтона «Чудеса и диковины» // Филология и культура. – 2016. – № 2. – С. 303–307.
  7. Серебрякова Е.Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов: Дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2002. – 192 с.
  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – URL: http://www.bim-bad.ru/docs/bakhtin_rablai.pdf, свободный.
  9. Гринштейн А.Л. Маскарад в литературе XX века (к постановке проблемы) // Мир культуры: человек, наука, искусство: Тез. докл. Междунар. науч. конф. учёных, аспирантов, студентов. – Самара: СГИИК, 1996. – С. 12–14.
  10. Дебор Г. Комментарии к «Обществу спектакля». – М.: Логос, 2000. – 146 с.

Поступила в редакцию

09.10.17


Баратова Ольга Азизовна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.