А.З. Хабибуллина

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть в сопоставительном аспекте три лирических жанра русской и татарской поэзии. Автором устанавливаются общие черты отрывка, китга и парчи, а также их уникальное содержание, обусловленное разными типами культур, художественными и языковыми традициями народов. Фактической основой исследования стали произведения русских классиков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и татарских поэтов рубежа XIX – XX вв. Дэрдменда, С. Рамиева, Ш. Бабича. Проведённое исследование подтверждает тезис о том, что китга как жанр малой поэтической формы, восходящей к традициям восточной литературы, по сравнению с отрывком, навеянным романтическим духом, является более целостным и завершённым в смысловом плане произведением, в котором особое место занимают философские темы. Китга, равно как и близкий ему жанр парча, в своём внешнем облике и внутреннем идейном содержании несёт специфичные черты отличного от западного типа мышления, отражая стремление увидеть вечное в малом.

Ключевые слова: отрывок, китга, парча, сопоставительная поэтика, русская литература, татарская литература

Литература

  1. Зейферт Е. Неизвестные жанры «золотого века» русской поэзии. Романтический отрывок. – М.: Флинта, 2014. – 384 с.
  2. Сухова Н.П. Мастера русской лирики: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, А.К. Толстой. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
  3. Миннегулов Х.Ю. Литературные жанры // Миннегулов Х.Ю. Записи разных лет (Татарская литература: история, поэтика и взаимосвязи). – Казань: Идель-Пресс, 2010. – С. 272–277.
  4. Файзуллина А.Б. Жанровые традиции Востока в башкирской поэзии XIX – начала XX века // Вестн. Башкир. ун-та. – 2009. – Т. 14. – С. 1470–1474.
  5. фон Грюнебаум Г.Э. Отражение духа ислама в мусульманской литературе // Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Ст. разных лет. – М.: Наука, 1981. – С. 176–191.
  6. Тамимдари А. История персидской литературы. – СПб: Петерб. востоковедение, 2007. – 240 с.
  7. Ворожейкина З.Н. Кыт̕ а – стихотворение-«фрагмент» в персидской поэтической культуре // Неизменность и новизна художественного мира (Памяти Е.Э. Бертельса): Сб. ст. – М.: ИВ РАН, 1999. – С. 36–58.
  8. Абелгузина Ф.Р. Жанр «парса» в башкирской литературе: проблемы формирования и развития: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Уфа, 2003. – 25 с.
  9. Трубецкой Н. О туранском элементе в русской культуре // Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М.: Аграф, 2000. – С. 136–162.
  10. Саяпова А.М. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе. – Казань: Алма-Лит, 2006. – 246 с.

Поступила в редакцию

20.11.17


Хабибуллина Алсу Зарифовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

For citation: Khabibullina A.Z. Passage, kitga, and parcha: А comparative study of the genres. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 1, pp. 145–158. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.