А.Ф. Галимуллина, Ф.Г. Галимуллин

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

С древнейших времён до наших дней в русской и татарской литературах активно разрабатывается тема воспитания и образования. Особенно большое внимание ей уделяли писатели XVIII – начала XX в., что связано прежде всего с распространением просветительской идеологии в России. Соответствующие идеи наиболее активно в русской литературе пропагандировались в XVIII в., а в татарской – на рубеже XIX – XX вв. Авторы убеждены, что единство тематики философских, педагогических и художественных произведений, написанных русскими и татарскими писателями-просветителями, которые относятся к разным народам, эпохам и литературным направлениям, позволяет выявить случаи типологического сходства и различия в её осмыслении. В связи с этим в статье наглядно представлено воплощение темы воспитания и образования в творчестве русского писателя-сентименталиста и общественного деятеля Михаила Никитича Муравьёва (1757–1807) и татарского педагога, историка и писателя-просветителя Ризаэтдина Фахретдинова (1859–1936), наследие которых до сих пор остаётся неизвестным широкому кругу читателей. В заключение делается вывод о том, что и русского, и татарского писателей, несмотря на временную отдалённость и прочие факторы, объединяет идея внесословной ценности человека, постановка вопроса о необходимости самосовершенствования, культ чтения и образования, однако если М.Н. Муравьёв, предтеча предромантизма, мыслит исходя из идей государственности, опираясь на опыт воспитания царской семьи, то Р. Фахретдинов – на уровне духовно-нравственного и религиозного воспитания татарского народа, взаимоотношений внутри национальной семьи.

Ключевые слова: М.Н. Муравьёв, Р. Фахретдинов, образование, воспитание, просветительская литература, русская литература XVIII в., татарская литература конца XIX – начала XX в.

Литература

  1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль: (Социальная природа и основные проблемы). – Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. – 319 с.
  2. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. – 192 с.
  3. Гайнутдинов М.В. Ш. Марджани и татарская литература // Марджани: учёный, мыслитель, просветитель: Сб. ст. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. – С. 173–180.
  4. Рǝми И. Мǝдрǝсǝдǝн – университетка // Казан утлары. – 1966. – № 3. – С. 134–137.
  5. Нигматуллин Э.Г. Раздвигая века и границы: К вопросу о связях татар. лит. первой трети XX в. с лит. Зап. Европы. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. – 136 с.
  6. Мингазова Р.А. Руссоистические традиции в творчестве Галимджана Ибрагимова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Казань, 2009. – 26 с.
  7. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: (Эстет. и худож. искания). – СПб.: Наука, 1994. – 281 с.
  8. Пашкуров А.Н. Мелодраматическая поэтика в пьесе М.Н. Муравьёва «Добрый барин» // Изв. Самар. науч. центра РАН. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 1024–1026.
  9. Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. – СПб.: Эйдос, 1996. – 336 с.
  10. Пашкуров А.Н. Эпиталамические мотивы в поэзии М.Н. Муравьёва (к постановке проблемы) // Изв. Самар. науч. центра РАН. – 2015. – Т. 17, № 1. – С. 967–971.
  11. Росси Л. Сентиментальная проза М.Н. Муравьёва (Новые материалы) // XVIII век: Сб. ст. – СПб.: Наука, 1995. – Вып. 19. – С. 114–146.
  12. Росси Л. Педагогическая проза М.Н. Муравьёва и традиции французского Просвещения // Муравьев и его время: Сб. ст. и материалов V Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 25–26 апр. 2015 г.). – Казань: Школа, 2015. – С. 9–14.
  13. Галимуллина А.Ф. Образ Дома в поэзии Г.Р. Державина и М.Н. Муравьёва // М.Н.Муравьёв и его время: Сб. ст. и материалов круглого стола, состоявшегося в рамках V Республ. науч.-практ. конф. «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвящ. памяти Т.А. Геллер (Казань, 23–26 янв. 2008 г.). – Казань: РИЦ «Школа», 2008. – Вып. 5, ч. 2. – URL: http://old.kpfu.ru/f10/publications/ 2008/galimullina.pdf, свободный.
  14. Галимуллина А.Ф. Образ Дома в поэзии М.Н. Муравьёва: синтез художественного и документального (к проблеме формирования представлений о литературных традициях XVIII века у студентов национальных отделений педагогических специальностей) // Филология и культура. – 2012. – № 3. – С. 251–254.
  15. Гимранова Д.Г. Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяния и кара»): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Казань, 2011. – 14 с.

Поступила в редакцию

21.11.17

Галимуллина Альфия Фоатовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Для цитирования: Галимуллина А.Ф., Галимуллин Ф.Г. Тема воспитания и образования в творчестве М.Н. Муравьёва и Р. Фахретдинова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 1. – С. 129–144.

For citation: Galimullina A.F., Galimullin F.G. The theme of upbringing and education in M.N. Muravyov and R. Fakhretdinov's works. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 1, pp. 129–144. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.