А.С. Афанасьев

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Статья продолжает исследования автора в области женской рок-поэзии и посвящена анализу способов художественной репрезентации квир-стратегии, актуальной для женской рок-культуры 90-х годов XX в. Наиболее декларативно и последовательно данную стратегию использовал образовавшийся в 1993 г. дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой «Ночные снайперы». Исполнители стали восприниматься как представители гендерных меньшинств исключительно благодаря биографическому мифу, творившемуся как самими музыкантами, так и их поклонниками. Моделирование квир-имиджа происходило на двух уровнях: визуальном (внешность, стиль одежды, поведение) и вербальном (тексты песен). В работе рассмотрен первый альбом дуэта «Капля дёгтя в ложке мёда» (1998), в аутентичный вариант которого вошло 27 композиций. В результате проведённого анализа автор приходит к выводу, что квир-стратегия в вербальных субтекстах рок-композиций реализуется через «плавающую» гендерную идентичность лирического субъекта и лирического объекта, а также поэтику телесности.

Ключевые слова: женская рок-поэзия, Диана Арбенина, Светлана Сурганова, «Ночные снайперы», «Капля дёгтя в ложке мёда», «плавающая» гендерная идентичность, квир-стратегия, поэтика телесности

Литература

  1. Жеребкина И.А. Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философской антропологии. – СПб.: Алетейя, 2007. – 307 с.
  2. Техника «косого взгляда». Критика гетеронормативного порядка: Сб. ст. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015. – 348 с.
  3. Аннамари Дж. Введение в квир-теорию / Пер. с англ. М. Кукарцевой. – М.: Канон+, 2008. – 207 с.
  4. Шевелева А. Концепция идентичности в рамках квир-теории // На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований: Сб. ст. – СПб.: ЦНСИ, 2014. – С. 352–356.
  5. Алексеев И. Рок. Питер. 1990-е. – СПб.: Геликон Плюс, 2006. – 184 с.
  6. Горбачёв А., Зинин И. Песни в пустоту. Потерянное поколение русского рока 90-х.– М.: АСТ: CORPUS, 2014. – 446 с.
  7. Афанасьев А.С. Стратегии конструирования социокультурной и гендерной идентичности в женской рок-культуре // Филология и культура. – 2017. – № 4. – С. 122–126.

Поступила в редакцию

02.10.17


Афанасьев Антон Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

For citation: Afanasev A.S. The phenomenon of queer strategy in female rock poetry of the 1990s (Based on the poetic texts by Diana Arbenina and Svetlana Surganova). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 1, pp. 102–111. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.