Людмила Михайловна Шкляева,
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ,
Россия, 420111, г. Казань, ул. Карла Маркса, 12,
luda-next@yandex.ru.
В данной статье рассматривается история формирования стилевых особенностей народного искусства домовой резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья. Наиболее древние связи обнаруживаются с обширным тюркским миром. В декоративном оформлении фасада сельских деревянных сооружений татар, возведенных в период с середины XIX до последней четверти XX века, отмечается преемственность в типах орнамента с более древними тюркскими культурами. Мотивы орнаментального искусства ранних тюрков, отразившие их мировосприятие, были восприняты предками татар и вошли в декоративную систему булгарского, а затем татарского народа. По сей день в сельской местности придается особое символическое значение орнаменту тюркского происхождения в оформлении внешнего облика жилища. В отделке экстерьера самобытных татарских домов можно наблюдать воспроизводство и общетюркских, и среднеазиатских, и сельджукских, и османских стилеобразующих элементов резного декора. Их возникновение в прикладном творчестве предков современных татар уходит в глубь веков, ко временам Казанского ханства, Золотой Орды, Волжской Булгарии. В традиционное татарское искусство вошел богатый пласт орнаментальной системы домовой резьбы, которая содержит семантическое значение и выполняет функцию сохранения в образах и символах исторической памяти этноса.
Ключевые слова: традиционное татарское искусство, народное искусство домовой резьбы по дереву, стилевые особенности, семантическое значение