Рашит Алимович Мухамедов,

Ульяновский государственный педагогический
университет им. И. Н. Ульянова,

432071, Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4,

rasit56@mail.ru.


Данная статья рассматривает суть социального и религиозного быта мусульман, а также характерные черты обрядов, проводимых представителями ислама. Автор акцентирует внимание на том, что у крестившихся татар, отошедших в дальнейшем по своей инициативе от христианства, на протяжении XIX столетия складывалась такая же обрядовая практика, как и у последователей ислама. Предпосылками такой практики стала прежде всего тайная форма вероисповедания православными татарами ислама. В статье приводятся многочисленные сведения, полученные при осуществлении глубокого и детального анализа архивных материалов, хранящихся в ГАУО. Данные сведения подтверждают выдвинутую ранее автором точку зрения: началом массового возвращения православных татар можно считать окончание отступнического движения, длившегося с 1866 по 1868 гг. Именно с 1968 года, невзирая на обеспокоенность православного духовенства и властей, отошедшие от православной веры татары перестали таиться от общественности как при проведении похорон, так и при исполнении иных религиозных обрядов. Обряды у «отошедших» от православной веры татар постепенно стали возвращаться к исламским истокам. В конце XIX столетия в большинстве семей крещеных татар ключевое место стал занимать вопрос, связанный с воспитанием детей в соответствии с мусульманскими религиозными канонами. Автор отмечает, что в последние годы XIX столетия у крещеных татар все отчетливее проявлялась тенденция возвращения к исламскому образу повседневной жизни и культуры.


Ключевые слова: крещеные татары, мусульмане, ислам, отступническое движение, Алкоран, никах, мулла, обряд.


Статья (полная версия)