Л.М. Раванди-Фадаи

Институт востоковедения Российской академии наук, г. Москва, 107031, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье анализируются проявления религиозного, а именно исламского, экстремизма в современных международно-политических условиях. Ограниченное количество лидеров, которые могут повести массы к традиционному исламу, стало причиной того, что большое число молодых людей покидают свои дома и едут воевать на стороне различных террористических группировок. В связи с этим автор убеждён: роль института религиозного наставничества (марджаата) в противодействии экстремизму очень весома. Об авторитете наставников и их способности влиять на политическую обстановку свидетельствует ряд приведённых примеров из истории и современности. Среди них издание аятоллой Сейидом Али Систани в июне 2014 г. фетвы, призывающей граждан Ирака защищать страну, её народ и святые места от боевиков; осуждение высокопоставленными духовными лицами (Шобери Занджани, Сафи Гольпайегани, Мусави Ардебили, Макарем Ширази, Джафар Собхани, Юсеф Санеи) преступлений, совершаемых экстремистскими группировками; призывы шиитских и суннитских лидеров к налаживанию диалога между последователями этих двух направлений и др. Для решения проблемы экстремизма необходимо взаимодействие различных институтов – как государственных, так и общественных и религиозных.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, терроризм, ислам, религиозное наставничество, марджа ат-таклид, фетва

Литература

  1. Bartoli A., Coleman P.T. Dealing with Extremists // Beyond Intractability / Eds. G. Burgess, H. Burgess. – Boulder: Conflict Information Consortium, Univ. Colorado, 2003. – URL: http://www.beyondintractability.org/essay/dealing-extremists, свободный.
  2. Фридинский С.Н. Противодействие осуществлению экстремистской деятельности // Законность. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
  3. Jibril A.R.M. Islamic Extremism: The Untold Truth. – South Africa: Partridge, 2015. – 208 p.
  4. Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма // Социально-эконо­мические явления и процессы. – 2014. – Т. 9, № 5. – С. 89–97.
  5. Хашемиан-фар С. Типология политического поведения шиитских религиозных наставников (Guneshenasi-ye rafter-e siyasi-ye marja'a-ye taghlid-e shiye). – Тегеран: Ун-т Имама Садека, 1390. – 332 с. (на перс. яз.)
  6. Мир И. Связь религии и политики: Магист. дис. (Rabete-ye din va siyasat). – Тегеран: Ун-т Имама Садека, 1379. – 313 с. (на перс. яз.)
  7. Фарастхах М. В начале современного религиозного и нерелигиозного мышления (Dar aghaz-e nou andishe-ye moaser-e dini va gheyr-e dini). – Тегеран: Шеркят-э Сахами-е Энтэшар, 1377. – 546 с. (на перс. яз.)
  8. Салами Р. Обзор роли духовных лидеров конституционного движения и исламской революции: Магист. дис. (Barrasi-ye naghsh-e rahbaran-e rouhani-ye nehzat-e mashruteh va eghelab-e eslami). – Тегеран: Ун-т Имама Садека, 1368. – 220 с. (на перс. яз.)
  9. Хоссейниан Р. Политическая история шиизма (Tarikh-e siyasi-ye tashayo). – Тегеран: Markaz-e Asnad-e Enghelab-e Eslami, 1380. – 1211 с. (на перс. яз.)
  10. Рухбахш Р. Наследие аятоллы Боруджерди (Miras-e ayatollah Borujerdi). – Тегеран: Моасэсейе чап ва нагше орудж, 1380. – 290 с. (на перс. яз.)
  11. Анализ роли шиитских богословов в возникновении Исламской революции (Takhlili bar naghsh-e aleman-e shiye dar peydayesh-e enghlab-e eslami). – Тегеран: Архив Исламской Революции, 1379. – 112 с. (на перс. яз.)
  12. Хаери А. Шиизм и конституционализм в Иране (Tashayo va masrutiyat dar Iran va naghsh-e iraniyan-e moghim-e Erag). – Тегеран: Амир Кабир, 1364. – Т. 1. – 400 с. (на перс. яз.)
  13. Рази М.Ш. История и энциклопедия духовной семинарии в Куме (Tarikh va dayere ol-moaref-e house-ye elmi-ye ghom). – Кум: б/и, 1333. – Т. 1. – 1220 с. (на перс. яз.)
  14. Язди М.Х. Воспоминание доктора Хаери Язди (Khaterat-e doctor Khaeri Yazdi). – Тегеран: Кетаб-е Надер, 1381. – 144 с. (на перс. яз.)

Поступила в редакцию

11.05.17


Раванди-Фадаи Лана Меджидовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока

Институт востоковедения Российской академии наук

ул. Рождественка, д. 12, г. Москва, 107031, Россия

E-mail: ravandifadai@yahoo.com


Для цитирования: Раванди-Фадаи Л.М. Роль религиозного наставничества в противодействии экстремизму и терроризму // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 6. – С. 1529–1540.

For citation: Ravandi-Fadai L.M. The role of religious mentoring in countering extremism and terrorism. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 6, pp. 1529–1540. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.