А.Л. Шарандин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, 392000, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты проблемы взаимодействия лексики и грамматики, которая является центральной в обучении русскому языку. В контексте педагогической лингвистики и авторской теории лексической грамматики как особого аспекта русской грамматики представлен лексико-грамматический анализ слова в диалектическом единстве языка и речи. Он позволяет оценить интегративные знания по лексике и грамматике в их взаимосвязи, целостности и системности. Степень и характер научных знаний в педагогической лингвистике связаны с уровнем развития учащихся школ и студентов. Представленный в статье лексико-грамматический анализ слова-лексемы осуществляется в двух направлениях: 1) в отношении формы слова (словоформы) и 2) в отношении слова-лексемы. Включение в лексико-грамматический анализ синтаксических форм (дериватов) позволяет применять активные формы изучения русской грамматики, направленные на описание какой-либо предметно-денотативной ситуации в разных условиях коммуникации. Предложенный план лексико-грамматического анализа проиллюстрирован конкретным языковым материалом (разбором глагольной лексемы). Результаты применения теории лексической грамматики способствуют выработке у студентов диалектического понимания системы в отношении языка и речи, морфологии и синтаксиса, а в целом – в отношении взаимосвязи и взаимодействия лексики и грамматики.

Ключевые слова: лексика, грамматика, теория лексической грамматики, педагогическая лингвистика, анализ слова, язык и речь

Литература

  1. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке (Философские очерки). – М.: Наука, 1975. – 287 с.
  2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М.: Просвещение, 1992. – С. 25–373.
  3. Проблемы педагогической лингвистики / Науч. ред. К.К. Филиппенко. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. – 181 с.
  4. Шарандин А.Л. Актуальные и спорные вопросы русской морфемики. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2012. – 130 с.
  5. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений: в 3 т. – М.: Унив. тип., 1875. – Т. 2, ч. 1: Сочинения филологические. – XII, 660 с.
  6. Распопов И.П. О преемственности в преподавании русского языка в школе и вузе // Школьная и научная грамматика. – Воронеж: ВГУ, 1977. – С. 3–8.
  7. Шарандин А.Л. Лексическая грамматика и функционально-коммуникативная грамматика в аспекте их соотношения // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб. ст. – М.: МАКС пресс, 2013. – Вып. 47. – С. 558–570.
  8. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – Л.: Наука, 1972. – 216 с.
  9. Шарандин А.Л. Лексическая грамматика как объект когнитивной лингвистики // Вопр. когнитивной лингвистики. – 2015. – Вып. 3. – С. 72–79.
  10. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М.: Высш. шк., 1972. – 615 с.
  11. Даниленко В.П. Ещё раз о грамматическом статусе лексикологии. – URL: http://slovo.isu.ru/danilenko/articles/lecsologia.htm, свободный.
  12. Балалыкина Э.А. К вопросу о грамматической лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплине // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2006. – Т. 148, кн. 2. – С. 68–76.
  13. Руделёв В.Г. Фонология слова. – Тамбов: ТГПИ, 1975. – 128 с.
  14. Шарандин А.Л. Курс лекций по лексической грамматике русского языка. Морфология. – Тамбов: ТГУ, 2001. – 313 с.
  15. Шарандин А.Л. Сознание, семиотика, язык, коммуникация и прагматика как единое концептуальное пространство // Вопр. психолингвистики. – 2015. – № 3. – С. 240–250.
  16. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с.
  17. Кузнецов П.С. Опыт формального определения слова // Вопр. языкознания. – 1964. – № 5. – С. 75–77.
  18. Шарандин А.Л. Интегративная концептуализация в морфологии // Когнитивные исследования языка: Сб. науч. тр. – Тамбов: Общерос. обществ. организация «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», 2009. – Вып. 4. – С. 232–277.
  19. Шарандин А.Л. Русский глагол: комплексное описание. – Тамбов: Изд-во Першина, 2009. – 586 с.
  20. Шарандин А.Л. Категория когнитивно-дискурсивных форм русского глагола // Проблемы представления (репрезентации) в языке. Типы и форматы знаний. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2007. – С. 214–223.
  21. Шарандин А.Л. Теория лексической грамматики в аспекте когнитивно-дискурсивного подхода // Когнитивные исследования языка. – М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд-во ТГУ, 2015. – Вып. 21. – С. 129–134.

Поступила в редакцию

15.05.17


Шарандин Анатолий Леонидович, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, русской и зарубежной литературы, журналистики

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

ул. Интернациональная, д. 33, г. Тамбов, 392000, Россия

E-mail: sharandin@list.ru


Для цитирования: Шарандин А.Л. Теория лексической грамматики в контексте педагогической лингвистики: лексико-грамматический анализ слова в вузе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 5. – С. 1331–1345.

For citation: Sharandin A.L. Lexical grammar theory in the context of pedagogical linguistics: Lexical and grammatical analysis of the word in higher education institutions. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 5, pp. 1331–1345. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.