Харисова Чулпан Мухар­рямовна родилась в 1953 го­ду в дер. Сардек Кукморского района Республики Татарстан. Среднее образование получила в родной деревне.

В 1975 году Ч.М.Харисова с отличием окончила историко-филологический факультет Казанского государственного педагогического института по специальности татарский язык и литература, русский язык и литература.

Трудовую деятельность Ч.М.Харисова начала в 1975 году после окончания историко-филологического факультета КГПИ. В годы учебы активно участвовала в научно-исследовательской работе студентов факультета и института, не­однократно занимала призовые места на итоговых студенческих научных конференциях. На II курсе обучения в 1972 го­ду в сборнике научных трудов кафед­ры была опубликована ее статья — «Татар халык җырларында чагыштырулар» («Срав­нения в татарских народных песнях»). Ею была написана и успешно защищена дипломная работа по сопоставительной грамматике русского и татарского языков.

По окончании учебы в педагогическом институте Ч.М.Харисова была направлена на работу учительницей русско­го языка и литературы в Больше-Сардыкскую среднюю школу Кукморского района ТАССР. В течение четырех лет она работала завучем и учительницей русского языка и литературы в старших классах,­ участвовала в работе комиссий по изуче­нию опыта работы школ, организованных районным отделом образования. В течение ряда лет Ч.М.Харисова принимала активное участие в республиканских семинарах молодых специалистов Татарстана.

С 1979 года Ч.М.Харисо­ва работает на кафедре татарского языкознания ТГГПУ ассистентом, старшим преподавателем, доцентом и профессором.

В 1996 г. Ч.М. Харисова успешно защитила кандидатскую, в 2002 г. — докторскую диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по двум специальностям: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения татарскому языку в общеобразовательной школе.

Научно-исследовательская и методическая деятельность Ч.М.Харисовой ведется по нескольким направлениям:

1. Актуальные проблемы морфологии современного татарского литературного языка. Профессором Ч.М.Хари­совой были изданы учебники и учебно-методические пособия по морфологии для преподавателей и студентов филологических факультетов вузов, колледжей и пед­училищ.

2. Современные словообразовательные процессы в татарском языке. Ч.М.Харисовой изданы учебно-методические пособия по словообразованию для преподавателей и студентов вузов и средне-специальных учебных заведений, опубликованы статьи в журналах и сборниках.

3. Лингвометодические основы преподавания татарского языка в школе. Она автор нескольких монографий, многочисленных учебно-методических ­пособий, составитель программ и учеб­ников,­ работала в комиссии по составлению госу­дарственного образовательного стандарта по татарскому языку для средней школы.

4. Руководит разработкой аспирантами проблемы дидактических условий обучения словообразованию и морфологии татарского языка в средней школе и среднеспециальных учебных заведениях.

В течение многих лет она читает лекции, ведет семинарские и практические занятия по словообразованию и морфологии современного татарского литературного языка, руководит дипломными работами студентов на стационаре и ОЗО.

В 1997 году книга, написанная Ч.М.Харисовой в соавторстве с Ф.Ф.Харисовым, «Мой первый татарский словарь» получи­ла специальный диплом на III Всероссийском конкурсе-выставке детской книги «Отчий дом», организованном исполкомом Совета по детской книге России (Национальная секция международного Совета под эгидой ЮНЕСКО). В 1998 году за создание оригинальных учебников и учебно-методических пособий (многие из которых изданы в соавторстве с Ф.Ф.Харисовым) она награждена Республиканской премией имени Каюма Насыри.

 В 2003 г. Ч.М.Харисовой присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан».

В 2006 г. она награждена нагрудным знаком Министерства образования и науки Республики Татарстан «За заслуги в образовании».

Проф. Ч.М.Харисова является членом диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора педагогических наук и ученой степени доктора филологических наук при Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете; активно участвует в работах диссертационных советов Марийского и Чувашского госпединститутов.

Чулпан Мухаррямовна работает в тесной связи со школами и органами образования Республики Татарстан. Часто выступает с лекциями перед учителями республики по актуальным проблемам словообразования, морфологии и методики преподавания современного татарского литературного языка. В качестве председателя и члена оргкомитета активно и плодотворно участвует в проведении республиканских школьных олимпиад по ­татарскому языку и литературе для русских школ.

Харисова — член редколлегии журнала «Магариф».

Ч.М.Харисова является автором более 200 научно-методических публикаций и 60 книг.


Основные труды


1. Обучение татарскому произношению в русской школе. — М.: Владос, 2001. — 422 с.

2. Татарский язык: теория и практика обучения. — СПб: Просвещение, 2001. — 167 с.

3. Методика обучения татарскому произношению. — Казань: Магариф, 2000. — 167 с.

4. Татар теле морфологиясе гамәли курс. Россия Федерациясе Мәгариф министрлыгының укыту-методик берләшмәсе тарафыннан югары уку йортларында туган тел һәм әдәбият белгечлеге алучы студентларга тәкъдим ителгән.— Казан: КДПУ, 2004. — 74 б.

5. Материалы к практическим занятиям по татарскому языку. — Казань: КДПУ, 1990. — 32 с.

6. Учимся говорить по-татарски. — Наб. Челны: КамАЗ, 1992.— 127 с. / (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

7. Интенсивное обучение татарскому языку: практический курс. — Казань: Магариф, 1993. — 149 с. ( Соавт. Н.Х.Салехова, А.К.Максимова).

8. Татарский язык для 5 класса 11-летней ср. школы. — Казань: Магариф, 1994. — 142 с.

9. Татар теленнән мөстәкыйль эш төрләре һәм күнегүләр. — Казан: КДПУ, 1994. — 20 б.

10. Башлангыч сыйныфта укучы рус балаларын татарча әйтелешкә өйрәтү өчен өстәмә эш төрләре. — Казан: КДПУ, 1994. — 28 б.

11. Мой первый татарский словарь: иллюстрированный татарско-русский словарь / Рекомендован Министерством образования Российской Федерации желающим изучить татарский язык как неродной. — Казань: Магариф, 1995. — 160 с. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

12. Рус мәктәпләрендә укучы татар балаларына ана теле укыту: 5 нче сыйныфта эшләүче укытучылар өчен методик кулланма. — Казан: Мәгариф, 1996. — 64 б. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

13. Орфоэпические упражнения по татарскому языку для начальных классов русских школ.— Казань: Экоцентр, 1997. — 104 с.

14. Татар теле: 11 еллык урта мәктәпләрнең 5 нче сыйныфында укучы татар балалары өчен: 2 нче басма. — Казан: Мәгариф, 1998. — 158 б. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

15. В мире слов и предложений: картинный ситуативный татарско-русский словарь. — Казань: Магариф, 1999. — 223 с. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

16. Знай и татарский ты язык … — Казань: Тарих, 2000. — 160 с. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

17. Мой татарский словарь: иллюстрированный тематический татарско-русский словарь / Рекомендован Министерством образования Российской Федерации желающим изучить татарский язык как неродной. — Казань: Магариф, 2002. — 160 с. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

19. Мой первый татарский словарь: иллюстрированный тематический татарско-русский словарь / Рекомендован Министерством образования Российской Федерации желающим изучить татарский язык как неродной. — Казань: Магариф, 2004.— 167 с. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

20. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению: пособие для учителей.— Казань: Магариф, 1999. — 91 с.

21. Татар теле: 3 нче сыйныфта укучы татар балалары өчен дәреслек. –Казан: Мәгариф, 150 б. (Соавт. Ф.Ф.Харисов, Ф.М.Хисамова).

22. Татар теле: 4 нче сыйныфта укучы татар балалары өчен дәреслек. — Казан: Мәгариф, 2004. — 154 б. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

23. Татар теле: 5 нче сыйныфта укучы татар балалары өчен дәреслек. — Казан: Мәгариф, 2003. — 184 б. ( Соавт. Ф.Ф.Харисов).

24. Знай и татарский ты язык. Учебное пособие. — Казань: Тарих, 163 с. (Соавт. Ф.Ф.Харисов).

25. Татар теле. Теория, күнегүләр, тестлар: абитуриентлар һәм студентлар өчен ярдәмлек. — Казан: Мәгариф, 2006. — 207 б.



Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С.302-304


Дополнительная информация