Харисов Фираз Фахра­зович родился в 1952 году в дер. Истяк Янаульского райо­на Республики Башкорто­стан. Среднее образование получил в Янаульской средней школе № 1.

Трудовую деятельность Ф.Ф.Харисов начал в 1969 г. в сельской школе Республики Башкортостан. С 1971 г. по 1973 г. служил в рядах Советской Армии. С 1978 г. по 1987 г. работал в комсомольских и советских органах г. Казани.

В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете Ф.Ф.Харисов работает на различных должностях более 22 лет. Административную работу успешно сочетает с научно-педагогической деятельностью в качестве проректора университета (более 10 лет), заведующего кафедрой преподавания татарского языка в русской школе и профессора (более 6 лет).

Ф.Ф.Харисов ведет большую научно-исследовательскую работу. Им достигнуты серьезные успехи в области методики преподавания татарского языка в русской школе, является одним из основателей нового научного направления в области методики преподавания татарского языка в русской школе и первым доктором наук по методике преподавания татарского языка. Он является автором более 260 научных трудов общим объемом 362 п.л., из которых 62 книги и 4 компакт-диска, созданных совместно с молодежным фондом «Сэлэт» (научный руководитель — профессор Д.Ш.Сулейманов) и научно-исследовательской лабораторией АН РТ и КГУ «Проблемы искусственного интеллекта» для изучающих татарский язык. Среди его работ 8 монографий, 14 вузовских и школьных учебников, программы, учебно-методические пособия, 9 словарей. Три книги изданы под грифом «Реко­мендовано Министерством образования Российской Федерации». Один из словарей («Мой первый татарский словарь: иллюстрированный татарско-русский словарь» (в соавторстве) в 1996 г. был удостоен специального диплома на Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом», организованном под эгидой ЮНЕСКО. В 2001 г. в издательстве «Просвещение» Санкт-Пе­тербурга вышла его монография «Основы методики обучения татарскому языку в русской школе» (431 с.), которая распространена по всей России. Ф.Ф.Харисов также имеет много работ, опубликованных в журналах, сборниках РФ и за рубежом.

В последние годы круг его научно-методических интересов расширился. В частности, выпущено 4 учебника по французскому языку в соавторстве (для 6, 7, 8 и 9 классов).

За создание оригинальных учебников и учебных пособий в 1998 г. Ф.Ф. Харисов удостоен премии им. Каюма Насыри.

Имея богатый педагогический и методический опыт и большой научный по­тенциал, Ф.Ф. Харисов постоянно оказывает помощь коллегам, работает в тесной связи со школами и органами образования Республики Татарстан и Российской Федерации, систематически выступает с докладами и лекциями по проблемам высшей и средней школы, по актуальным проблемам методики преподавания татарского языка. Более 10 лет является председателем жюри республиканской олимпиады по татарскому языку.

Он является членом двух диссертационных советов по присуждению ученой­ степени доктора педагогических наук и доктора филологических наук, научно-методического совета Центра националь­ных проблем образования Федерального института развития образования МО и АН РФ. Часто выступает в качестве оппо­нента на защите кандидатских и доктор­ских диссертаций в разных городах России.­

За значительный вклад в подготовку и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров, большие успехи в области развития лингвометодической науки ему присвоены почетные звания «Заслуженный учитель школы РТ» (2002), «Заслуженный деятель науки РТ» (2007).

За особые заслуги в области образования Ф.Ф.Харисов награжден Почетной грамотой Республики Татарстан (1997), памятной медалью «В память 1000-летия г. Казани» (2005), он также награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004), «За заслуги в образовании».


Основные труды


1. Основы методики обучения татарскому языку как неродному. Монография. — Спб.: Просвещение, 2001. — 431 с.

2. Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре. Монография. — Казан: Мәгариф, 2002. — 367 б.

3. Научные основы начального обучения татар­скому языку как неродному / под ред. Л.З.Шакировой. — Казань: Тарих, 2000. — 480 с.

4. Язык и нация: проблемы экологии в условиях полилингвизма. — Казань: Школа, 1998. — 72 с.

5. Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе.  Монография / под ред. Л.З.Шакировой.— Казань: Магариф, 1999. — 175 с.

6. Татар теле: рус телендә белем бируче мәк­тәпнең 5 нче сыйныфында укучы татар балалары өчен дәреслек. — Казан: Мәгариф, 2004. — 174 б. (Соавт. Ч.М.Харисова).

7. Мой первый татарский словарь: иллюстрированный татарско-русский словарь. — Казань: Магариф, 1995. — 159 с. Соавт. Ч.М.Харисова. (Рекомендован МО РФ).

8. В мире слов и предложений. — Казань: Ма­гариф, 1999. — 223 с. (Соавт. Ч.М.Харисова).

9. Русско-татарский и татарско-русский карманный словарь. — Казань: Хэтер, 2001. — 176 с.

10. Рус мәктәбенең башлангыч сыйныфларында укучы татар балаларына татар теле укыту программасы // Рус мәктәпләре өчен татар теле про­граммалары. — Казан: Мәгариф, 2001. — 3–29 б.

11. Татар телен чит тел буларак укыту методикасы: программа. — Казан: Школа, 2001.— 32 б.

12. Стилистика: программа. — Казан: КДПУ, 2004. — 21 б.

13. Лингвистические, психолого-педагогические основы обучения татарскому языку как неродному / под ред. Л.З.Шакировой. — Казань: Хэтер, 1999. — 93 с.

14. Знай и татарский ты язык… — Казань: Тарих, 2000. — 160 с. (Соавт. Ч.М.Харисова).

15. Учимся говорить по-татарски (на тат. яз.).— Наб.Челны: КамАЗ, 1992. — 128 с.

16. Учебник для учащихся 3 класса трехлетней начальной русской школы (на тат. яз.). — Казань: Магариф, 2003. — 150 с.

Ф.М.Хисамова,

Ч.М.Харисова


Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 300-301


Дополнительная информация