Харисов Фираз Фахразович родился в 1952 году в дер. Истяк Янаульского района Республики Башкортостан. Среднее образование получил в Янаульской средней школе № 1.
Трудовую деятельность Ф.Ф.Харисов начал в 1969 г. в сельской школе Республики Башкортостан. С 1971 г. по 1973 г. служил в рядах Советской Армии. С 1978 г. по 1987 г. работал в комсомольских и советских органах г. Казани.
В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете Ф.Ф.Харисов работает на различных должностях более 22 лет. Административную работу успешно сочетает с научно-педагогической деятельностью в качестве проректора университета (более 10 лет), заведующего кафедрой преподавания татарского языка в русской школе и профессора (более 6 лет).
Ф.Ф.Харисов ведет большую научно-исследовательскую работу. Им достигнуты серьезные успехи в области методики преподавания татарского языка в русской школе, является одним из основателей нового научного направления в области методики преподавания татарского языка в русской школе и первым доктором наук по методике преподавания татарского языка. Он является автором более 260 научных трудов общим объемом 362 п.л., из которых 62 книги и 4 компакт-диска, созданных совместно с молодежным фондом «Сэлэт» (научный руководитель — профессор Д.Ш.Сулейманов) и научно-исследовательской лабораторией АН РТ и КГУ «Проблемы искусственного интеллекта» для изучающих татарский язык. Среди его работ 8 монографий, 14 вузовских и школьных учебников, программы, учебно-методические пособия, 9 словарей. Три книги изданы под грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». Один из словарей («Мой первый татарский словарь: иллюстрированный татарско-русский словарь» (в соавторстве) в 1996 г. был удостоен специального диплома на Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом», организованном под эгидой ЮНЕСКО. В 2001 г. в издательстве «Просвещение» Санкт-Петербурга вышла его монография «Основы методики обучения татарскому языку в русской школе» (431 с.), которая распространена по всей России. Ф.Ф.Харисов также имеет много работ, опубликованных в журналах, сборниках РФ и за рубежом.
В последние годы круг его научно-методических интересов расширился. В частности, выпущено 4 учебника по французскому языку в соавторстве (для 6, 7, 8 и 9 классов).
За создание оригинальных учебников и учебных пособий в 1998 г. Ф.Ф. Харисов удостоен премии им. Каюма Насыри.
Имея богатый педагогический и методический опыт и большой научный потенциал, Ф.Ф. Харисов постоянно оказывает помощь коллегам, работает в тесной связи со школами и органами образования Республики Татарстан и Российской Федерации, систематически выступает с докладами и лекциями по проблемам высшей и средней школы, по актуальным проблемам методики преподавания татарского языка. Более 10 лет является председателем жюри республиканской олимпиады по татарскому языку.
Он является членом двух диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора педагогических наук и доктора филологических наук, научно-методического совета Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования МО и АН РФ. Часто выступает в качестве оппонента на защите кандидатских и докторских диссертаций в разных городах России.
За значительный вклад в подготовку и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров, большие успехи в области развития лингвометодической науки ему присвоены почетные звания «Заслуженный учитель школы РТ» (2002), «Заслуженный деятель науки РТ» (2007).
За особые заслуги в области образования Ф.Ф.Харисов награжден Почетной грамотой Республики Татарстан (1997), памятной медалью «В память 1000-летия г. Казани» (2005), он также награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004), «За заслуги в образовании».
Основные труды
1. Основы методики обучения татарскому языку как неродному. Монография. — Спб.: Просвещение, 2001. — 431 с.
2. Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре. Монография. — Казан: Мәгариф, 2002. — 367 б.
3. Научные основы начального обучения татарскому языку как неродному / под ред. Л.З.Шакировой. — Казань: Тарих, 2000. — 480 с.
4. Язык и нация: проблемы экологии в условиях полилингвизма. — Казань: Школа, 1998. — 72 с.
5. Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе. Монография / под ред. Л.З.Шакировой.— Казань: Магариф, 1999. — 175 с.
6. Татар теле: рус телендә белем бируче мәктәпнең 5 нче сыйныфында укучы татар балалары өчен дәреслек. — Казан: Мәгариф, 2004. — 174 б. (Соавт. Ч.М.Харисова).
7. Мой первый татарский словарь: иллюстрированный татарско-русский словарь. — Казань: Магариф, 1995. — 159 с. Соавт. Ч.М.Харисова. (Рекомендован МО РФ).
8. В мире слов и предложений. — Казань: Магариф, 1999. — 223 с. (Соавт. Ч.М.Харисова).
9. Русско-татарский и татарско-русский карманный словарь. — Казань: Хэтер, 2001. — 176 с.
10. Рус мәктәбенең башлангыч сыйныфларында укучы татар балаларына татар теле укыту программасы // Рус мәктәпләре өчен татар теле программалары. — Казан: Мәгариф, 2001. — 3–29 б.
11. Татар телен чит тел буларак укыту методикасы: программа. — Казан: Школа, 2001.— 32 б.
12. Стилистика: программа. — Казан: КДПУ, 2004. — 21 б.
13. Лингвистические, психолого-педагогические основы обучения татарскому языку как неродному / под ред. Л.З.Шакировой. — Казань: Хэтер, 1999. — 93 с.
14. Знай и татарский ты язык… — Казань: Тарих, 2000. — 160 с. (Соавт. Ч.М.Харисова).
15. Учимся говорить по-татарски (на тат. яз.).— Наб.Челны: КамАЗ, 1992. — 128 с.
16. Учебник для учащихся 3 класса трехлетней начальной русской школы (на тат. яз.). — Казань: Магариф, 2003. — 150 с.
Ф.М.Хисамова,
Ч.М.Харисова
Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 300-301