Фазлуллин Мухамметхан Ашрафзянович родился 15 декабря 1883 года в деревне Тугай Зеленодольского района Татарстана, где и получил начальное образование. В 1903 г. в Казани заканчивает медресе «Күл буе» и начинает свою трудовую деятельность учителя, одновременно продолжает учиться в русском классе. После окончания в 1908 г. Татарской учительской школы, работал в дер. Тарлау Мамадышского уезда, затем в Мамадыше учителем татарского языка, инспектором по татарским школам зем­ской управы, заведующим татарской секции отдела народного образования Мамадышского уездного совета.

М.А.Фазлуллина переводят в Казань, где он работает учителем татарского языка и литературы педтехникума. Наряду с этим, он разворачивает широкое поле деятельности как преподаватель татарского языка в университете, военно-политической школе, на рабфаке, различных курсах и др. Педагог-методист и ученый М.А.Фазлуллин в 20-е годы участвует в подготовке научных кадров.

В ноябре 1929 года работает в должности профессора в Казанском восточном­ педагогическом институте, через год организует кафедру татарского языка, создает преподавательский коллектив, определяет объем и содержание курсов по татар­скому языку, является ведущим в составлении программ, пособий. М.А.Фазлуллин свыше 20 лет руководит кафедрой татарского языка и литературы. 35 лет его педагогической деятельности связаны с педагогическим институтом. Здесь он также­ развил большую организаторскую деятельность и по подготовке молодых кадров. За период работы на кафедре под его руководством прошли аспирантуру 40 человек.

Педагогическая деятельность профессора М.А.Фазлуллина тесно связана с научными исследованиями и общественной работой широкого масштаба. Его научные труды носили в основном педагогический, мето­дический, литературно-линг­вис­тический характер. С 1922 го­да все программы, учебники и методические пособия для начальных, семилетних и средних школ, для отделений татарского языка и литературы педагогических и учительских институтов были составлены под его непосредственным руководством.

Как итог этой неутомимой работы, в 1954 году он опубликовал солидную книгу «Татар теле методикасы» (Методика татарского языка), которая в течение 25 лет служила единственным учебником для студентов и единственным пособием для преподавателей.

Труды М.А.Фазлуллина оказали научно-теоретическую помощь преподавателям.

Он совместно с профессором М.Курбангалиевым работает над составлением и усовершенствованием алфавита и орфографии, пунктуации татарского языка. Подводя итог проведенным исследованиям, М.А.Фазлуллин написал книги «Татар теле алфавиты һәм орфографиясе» (Алфавит и орфография татарского языка), «Татар орфографиясе принциплары» (Принципы татарской орфографии), «Дөрес язу кагыйдәләре» (Правила правописания), «Аналитик алфавит һәм фонетик транскрипция» (Аналитический алфавит и фонетическая транскрипция), «Татар телендә тыныш билгеләре» (Знаки препинания в татарском языке) и др. Творческое наследие ученого-педагога М.А.Фазлуллина включает в себя 45 печатных и 59 рукописных монографий и статей (Фән һәм тел.— 2000.— №4.— 39–40 б).

Профессор М.А.Фазлуллин был активным общественником. Он внес большой вклад в реорганизацию существующих учебных заведений в техникумы и вузы. Был секретарем сектора языка Ка­занского педагогического общества, членом общества «Яңалиф», ученым секре­та­рем Академического центра при На­родном комиссариате просвещения Та­­тарстана,­ председателем Комиссии по составлению учебных программ и учебников и др. Творческая деятельность М.А.Фазлуллина продолжалась в тесном контакте с учеными Москвы и других научных центров, с русскими коллегами. Долго сотрудничал он с видным ученым В.Н.Богородицким, известным тюркологом Н.К.Дмитриевым и др. В 40-е годы был председателем Комиссии по составлению словарей при Секторе языка Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР.

Научно-педагогическая и общественная деятельность М.А.Фазлуллина неоднократно была отмечена правительством: он заслуженный деятель науки ТАССР (1940), награжден орденом «Знак Почета», являлся членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР (1950) и др.

М.А.Фазлуллин ушел от нас 16 февраля 1964 года.

Основные труды

1. Иҗтимагый тәрбияне ничек гамәлгә куярга // Мәгариф. — 1921. — № 3–4.

2. Дидактика кагыйдәләре. — Казан: ТСС җөмһүриятенең дәүләт нәшрияты, 1920.

3. Баланың теле ничек ачыла (балалар психологиясеннән). — Казан, 1922.

4. Татар теле белегенә мәдхәл // Мәгъри­фәт.— 1923. — № 7–10.

5. Икенче баскыч мәктәпләрдә һәм педагогия техникумнарында ана теленең күләме, аны алып бару юллары. — Казан, 1927.

6. Яңалиф турында карашлар // Яңалиф. — 1927. — № 2.

7. Эсперанто яңалыклары // Яңалиф. — 1928. — № 1.

8. Хәзерге көндә мәктәпләрдә имла сүзлеге ни дәрәҗәдә һәм аны ничек исәпкә алырга // Мәгариф. — 1930. — № 4.

10. Орфография нигезләре. — Казан: Татгос­издат, 1930.

11. Урта мәктәп өчен татар теле программасы: шәһәр һәм авыл мәктәпләре өчен. — Казан: Татгосиздат, 1934.

12. Орфография укытуны яхшырту мәсьәлә­ләре // Совет мәктәбе. — 1952. — № 2.

13. Тел буенча терминнар һәм әйтелмәләр сүзлеге / соавт.: М.Ә.Фазлуллин, Рамазанов Ш.А., Җәләй Л.Җ., Шакирова Р.Ф. — Казан: Татгосиздат, 1953.

14. Татар теле методикасы. — Казан: Таткнигоиздат, 1954.

О нем

1. Сагитов М.А. Мухаметхан Ашрафзянович Фазлуллин // Советская тюркология. — 1983. № 6. — С. 101–102.

2. Валиева Ф. Укытучылар укытучысы // Фән һәм тел. — 2000. — № 4. — 31–35 б.

3. Рамазанова Д. Татар телен укытуның фәнни-методик нигезен салган галим // Фәнни Татарстан. — 2004. — Апрель, (1/2). — 149–151 б.

4. Рамазанова Д. Мөхәммәтхан Фазлуллин. Орфографиягә өйрәтү методикасы // Фән һәм тел . — 2000. — № 4. — 36–39 б.

5. Сәгыйтов М. Ул керткән өлеш // Фән һәм тел. — 2000. — № 4. — 35–36 б.

Д.Б.Рамазанова

Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 86-87