Биография и творчество профессора Н.Ф.Катанова (1862 — 1922) «занимает видное место в классическом наследии отечественной тюркологии» (С.Н.Иванов) XIX — XX вв. Отечественная ориентальная историко-научная и просветительская литература 20 — 90-х гг. XX в., посвященная жизни и деятельности профессора Казанского университета, раскрывает основные этапы и особенности творчества и бесценного наследия [1].
Николай Федорович Катанов родился 6(18) мая 1862 года в степной местности Узюм (Улус Турахов) к северо-востоку от села Аскиз на левом берегу реки Абакан (приток Енисея). Его родители были выходцами из двух основных хакасских родов: отец — сагаец, мать — качинка.
Начальное образование получил в 1869 — 1876 гг. в Аскизском училище. В 1876 — 1884 гг. учился в Красноярской классической гимназии, которую закончил с золотой медалью. В 1884 — 1888 гг. получил хорошее востоковедческое образование, обучаясь в арабо-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В университете его учителями и научными наставниками стали известные востоковеды — И.Н.Березин (1818 — 1896), Н.И.Веселовский (1848 — 1918), В.В.Радлов (1837 — 1918) и другие деятели казанского и петербургского востоковедения. В годы учебы сдружился с географом и этнографом Г.Н. Потаниным (1835 — 1920), редактором журнала «Сибирское обозрение» Н.М.Ядринцевым, тюркологом и миссионером Н.И.Ильминским (1822 — 1891) и другими востоковедами и общественными деятелями. В период учебы молодой студент-востоковед под влиянием своих учителей обработал свои ранние научные материалы, посвященные сагайскому наречию хакасского языка, этнографии и фольклору тюркских народов Сибири. Список библиографии трудов Н.Ф.Катанова по востоковедению свидетельствует, что уже в 1885 — 1888 гг. было опубликовано 9 научных статей и публикаций в области тюркологии [2].
Поворотным рубежом в биографии Н.Катанова стало научное путешествие в 1889 — 1992 гг. в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Восточный Туркестан с целью изучения языков и этнографии тюркских народов, организованное Русским географическим обществом (образовано в 1845 г.) и Петербургской Академией наук. Научная командировка Н.Катанова была организована по ходатайству востоковедов-академиков В.П.Васильева и В.В.Радлова. Это стало началом его самостоятельной научной деятельности. Все эти годы Н.Катанов является стипендиатом факультета восточных языков С.-Петербургского университета.
Известный российский тюрколог С.Н.Иванов писал: «Путешествие имело огромное значение для всей последующей научной деятельности Катанова. Четыре года пребывания в тюркской языковой среде, в гуще жизни носителей различных тюркских языков доставили Катанову неоценимый запас лингвистических и этнографических сведений, значительно расширивших объем знаний и научный кругозор молодого ученого. Эти знания и собранные материалы представляли собой хорошую и прочную основу для дальнейших научных исследований и обусловили собой характер научных изысканий Катанова в период его зрелой научной деятельности» [3].
Организация научных полевых экспедиций в регионы, где жили тюркоязычные народы, продолжалась также в казанский период педагогической и научной деятельности Н.Ф.Катанова [4]. Например, в мае-сентябре 1896 г. и мае — августе 1899 г. путешествовал по Минусинскому округу Енисейской губернии, летом 1897 и 1898 гг. был командирован для научных исследований в Уфимскую губернию и в мае — августе 1909 г.— в Сибирь [5].
В 1893 г., после сдачи экзаменов на степень магистра турецко-татарской словесности (10 и 21 декабря 1893 г.) и назначения Н.Ф.Катанова экстраординарным профессором кафедры турецко-татарских наречий историко-филологического факультета Казанского университета (с 9 ноября 1893 г.), начался известный период его активной и значимой учебной, научной и общественной деятельности в Казани (1894 — 1922).
В этот период проявился талант Н.Ф.Катанова как языковеда, этнографа, историка, археолога, нумизмата, педагога, коллекционера и организатора научных исследований.
Началом преподавательской работы в университете считается публичное чтение лекции в январе 1894 г. на тему «Этнографический обзор турецко-татарских племен», опубликованной в Ученых записках Казанского университета [6].
Уже первый год работы профессора в Казанском университете ознаменовался оригинальными публикациями, посвященными мусульманским тюркским легендам, фольклору и этнографии тюркоязычных народов Центральной Азии. Эти публикации показали особый интерес молодого ученого к разнообразным актуальным лингвистическим, этнографическим, литературоведческим, источниковедческим проблемам отечественной тюркологии последней четверти XIX — начала XX вв. В ранних и последующих опубликованных и неизданных работах и статьях Катанова органично присутствует не только книжное, но и живое и непосредственное знание истории и культуры тюркоязычных обществ Евразии и современных историко-географических и культурных центров тюркского мира конца XIX — начала XX в. Его научное наследие включает разнообразные области тюркологии: древнетюркские и современные литературные языки, тюркоязычную литературу и духовную жизнь тюркских народов.
На рубеже нового века следует отметить, что значимый период в истории казанского востоковедения 90-х гг. XIX века — первых двух десятилетий XX в. связан с научно-педагогической и общественной деятельностью выдающегося востоковеда-мыслителя и просветителя Н.Ф.Катанова. Его труды, по мнению академика А.Н.Кононова, вошли «в золотой фонд мировой тюркологии» [7]. Многогранная востоковедческая и научно-просветительская деятельность доктора сравнительного языкознания Н.Ф.Катанова способствовала сохранению и развитию ориентального образования и науки в Казани. Роль и значение его в возрождении Казанского университета как крупного российского востоковедческого центра неоценимы
Для того, чтобы конкретнее и объективнее представить значение деятельности и вклада Катанова, следует вспомнить десятилетия в истории казанского центра ориенталистики после закрытия восточного разряда университета в 1854 — 1855 гг. и до его появления в Казани в 1894 г.
В эти годы исключительную роль в возрождении востоковедения в университете и в целом в казанском гуманитарном центре сыграли И.Ф. Готвальд, М.Г.Махмудов, И.Н.Холмогоров, Х.Фаизханов, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов, Ш.Марджани, Н.В.Крушевский, И.А.Бодуэн де Куртенэ, М.П. Веске, Н.Ф.Катанов, Н.И.Андерсон, Н.И.Ашмарин, К.Насыри, Н.В.Никольский, Я.Г.Калима, Г.С.Губайдуллин, С.Е.Малов и многие другие. Многонациональный характер казанской ориенталистики — важная особенность научного и культурного центра России. С их именами связаны востоковедные исследования в Казани в конце XIX — первых десятилетиях XX вв. и тесные научные контакты с российскими и зарубежными востоковедами. С их именами связано развитие национальных научных гуманитарных школ XIX — XX вв.
Биограф Н.Ф.Катанова тюрколог С.Н.Иванов отмечал, что во второй половине XIX в. «значение Казанского университета как востоковедного центра заметно упало» и «преподавание восточных языков в Казани и научная работа в области востоковедения не имели непрерывной традиции» [8].
Важным историко-научным рубежом воссоздания востоковедческих кафедр Казанского университета — угро-финской и турецко-татарской филологии — стала середина 80-х гг. XIX в. У истоков этого события стояли корифеи гуманитарных наук эпохи: И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов и М.П.Веске.
Именно возрождение традиций преподавания восточных дисциплин и комплексных тюркологических исследований в университете связано с именем Н.Ф.Катанова. Сегодня мы можем справедливо говорить о катановском периоде и научной школе тюрколога Н.Ф.Катанова в истории казанского востоковедения рубежа XIX — XX вв.
В течение 28 лет педагогической и научной деятельности в Казани проф. Н.Ф.Катанов преподавал языки, этнографию и историю тюркских народов в Казанском университете, Казанской духовной академии (1911 — 1919) и в восточном отделении Северо-Восточного этнографического и археологического института (1917 — 1921). В этих учебных заведениях на протяжении многих лет он вел следующие курсы: арабский и персидский языки, турецко-татарский язык, казахские, киргизские, алтайские наречия, обозрение турецко-татарских племен, история турецко-татарской литературы, сравнительная грамматика тюркских наречий и чтение текстов, восточная нумизматика, сфрагистика, хронология, «история турецких и монгольских племен», «история Сибири и Средней Азии», «этнография татар, чуваш, киргизов, башкир, черемисов, вотяков и мордвы», «надписи на монетах Золотой Орды и надгробных памятниках Казанского и Булгарского ханств» и др. В преподавательской работе проявилось глубокое знание Катановым языков, истории, нравов и обычаев тюркских народов России и зарубежного Востока. Современников и слушателей казанского ученого поражал живой и образный характер преподавания и простота, глубина и ясность мысли знатока тюркского Востока.
Неоценима его заслуга в исследовательской и научно-просветительской деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (образовано в 1878 г.). Еще будучи студентом университета, в 1884 г. Николай Катанов был избран членом-сотрудником научного общества. Проф. Н.Ф. Катанов в 1896 — 1898 гг. являлся секретарем и в 1898 — 1907 гг.— бессменным председателем Общества археологии, истории и этнографии, внося огромный вклад в направления лингвистических, этнографических, историко-культурных исследований народов зарубежного Востока и тюркских народов России. Надо особо отметить то, что ученый-тюрколог был активным членом ведущих научных обществ России: географического общества (с 17 декабря 1894 г.), археологического общества ( с 1894 г.), общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 22 ноября 1897 г.), Туркестанского кружка любителей археологии (с 5 мая 1897 г.), Русского комитета по изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом, этнографическом отношениях (с 1913 г.) и др. Оригинальные работы исследователя, посвященные истории и культуре тюркских народов Центральной Азии, опубликованные в изданиях этих научно-исследовательских и просветительских обществ, имеют огромное научное значение.
Кроме того, он был избран членом международного общества наук и литератур в г.Лёвине (Бельгия) (1898), Венгерского этнографического общества (1899) и Гельсингфорского финно-угорского общества (1900). Это было высоким признанием зарубежных коллег и научных обществ.
Музейная деятельность и коллекционное наследие Н.Ф.Катанова особенно значимы. Как известно, в период 1905 — 1917 гг. он работал директором историко-этнографического отдела и председателем совета Казанского музея. Восточные этнографические, нумизматические, археологические материалы, собранные во время экспедиций и переданные Н.Ф.Катановым и его супругой А.И.Катановой в 20 — 30-х гг. XX в., — органичная часть уникального наследия Национального музея Республики Татарстан.
Вершиной тюркологического исследования Н.Ф.Катанова стала докторская диссертация «Опыт исследования урянхайского языка», защищенная 7 декабря 1903 г. в Санкт-Петербургском университете. Его официальными оппонентами были крупнейшие отечественные тюркологи рубежа XIX — XX вв. Это профессор, преподаватель турецко-татарской словесности В.Д.Смирнов (1846 — 1922) и профессор, преподаватель арабского языка П.М.Мелиоранский (1868 — 1906). Эта фундаментальная работа Н.Ф.Катанова публиковалась в 1899 — 1903 гг. в Ученых записках Казанского университета и вышла отдельным тиражом [9]. Справедливой оценкой научной и преподавательской деятельности стало присуждение Катанову в 1907 году степени доктора сравнительного языкознания. В «Представлении» профессоров университета А.И.Александрова и В.А.Богородицкого на степень доктора были отмечены научные командировки и путешествия, сбор богатого лингвистического, этнографического и исторического материала и его публикация, а также точность и тщательность наблюдений и большая разносторонность Н.Ф. Катанова.
Талантливый и трудолюбивый ученый-тюрколог, просветитель и мыслитель Н.Ф.Катанов остается в памяти наших современников. Сегодня коллеги-тюркологи знают работы великого и знаменитого ученого тюркского мира. Творческая жизнь и наследие профессора Казанского университета Н.Ф.Катанова раскрывает непреходящее значение его огромного вклада в отечественную и мировую науку, образование и культуру народов России.
О нем
1. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (очерк жизни и деятельности). 2-е. изд. — М.: Наука, 1973. — 114 с.
2. Валеев Р.М. Профессор Н.Ф.Катанов — классик российской тюркологии (1862 — 1922) // Наследие Н.Ф.Катанова. История и культура тюркских народов Евразии. Доклады и сообщения международного научного семинара. 30 июня — 1 июля 2005 г. — Казань, 2006. — С. 4–12.
3. Закиев М.З. Значение труда Н.Ф.Катанова «Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках» в изучении истории татарского народа // Там же. — С. 28–40.
4. Насипов И.С. Исследования Н.Ф.Катанова как источники по татарской диалектологии // Там же. — С. 79–81.
5. Рамазанова Д.Б. Творческое наследие Н.Ф.Катанова и некоторые вопросы современного татарского языкознания // Там же. — С. 82–84.
Р.М.Валеев, М.З.Закиев
Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 37-42