О.А. Хабибрахманова

Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, 420012, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы взаимоотношения научной интеллигенции и студентов в высших учебных заведениях г. Казани в 20-е годы ХХ в. В этот период произошли серьёзные трансформации профессионального пространства научной интеллигенции, в том числе изменились коммуникационные практики. Появление рабочих факультетов, наводнение вузов пролетарской молодёжью способствовало складыванию новых взаимоотношений со студенчеством. Недовольство профессоров и преподавателей появлением новой категории студенчества обнаруживалось в стенах вузов во время проведения учебных занятий, при приёме экзаменов. Отстаивая академические ценности, учёные придерживались старых учебных программ, которые порой не могли освоить малограмотные пролетарские студенты. Трансформация взаимоотношений со студенчеством рождала новые социально-коммуникационные практики и, как следствие, способствовала изменению идентичности профессорско-преподавательского состава вузов г. Казани.

Ключевые слова: научная интеллигенция, советская власть, профессиональное пространство, Казанский университет, коммуникации, студенчество, рабочий факультет, пролетарская молодёжь, профессорско-преподавательская корпорация, трансформации

Литература

  1. Сазонова Л.А. Повседневность университетского профессора Казани (1863–1917 гг.): Дис. … канд. ист. наук. – Казань, 2009. – 217 с.
  2. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Университетская культура в ритуалах, символах и мифах (на материалах Казанского университета) // Проблемы российской истории. – М.; Магнитогорск: ИРИ РАН: МаГУ, 2006. – Вып. 7. – С. 386–417.
  3. Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Российская университетская корпорация ХХ в. как социокультурный феномен: традиции и инновации, преемственность и разрывы // Ейдос: Альманах теорii та iсторii iсторичноi науки / Ред. В. Смолий. – Кyiв: Iнститут iсторiï Украïни НАН Украïни, 2009. – Вип. 4. – C. 236–261.
  4. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города. Казань и казанцы в XIX – XX веках. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2008. – 252 с.
  5. Хабибрахманова О.А. Новые коммуникационные практики в профессиональном пространстве (на примере научной интеллигенции Татарстана 1920–1930-х гг.) // Вестн. Ом. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 84–89.
  6. Чанборисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. – М: Высш. шк., 1988. – 194 с.

Поступила в редакцию

05.05.17


Хабибрахманова Ольга Аркадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии

Казанский государственный медицинский университет

olgaah@yandex.ru


Для цитирования: Хабибрахманова О.А. Профессиональные коммуникации научной интеллигенции: взаимоотношения со студенчеством (20-е годы ХХ века) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 4. – С. 942–949.

For citation: Khabibrakhmanova O.A. Professional communications of academic intelligentsia: Relations with students (1920s). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 4, pp. 942–949. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.