Т.Н. Иванова, Н.Н. Агеева

Чувашский государственный университет, г. Чебоксары, 428015, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Авторами статьи изучается практически не освещённое в историографии научное наследие представителя династии Фортунатовых, историка и педагога Александра Алексеевича Фортунатова (1884–1949). Даётся краткий анализ его педагогической и научно-исследовательской деятельности, реконструированы основные факты биографии. В центре внимания вопрос об изучении Каролингского возрождения. В этой связи приведены обоснования интереса А.А. Фортунатова к данной проблематике и характеристика посвящённых ей работ. Рассмотрение взглядов на эпоху Карла Великого по целому ряду дискуссионных проблем, таких как обоснованность термина «Каролингское возрождение», личность Алкуина и его роль в развитии средневековой школы, соотношение античного и раннехристианского наследия в интеллектуальной культуре VIII – IX вв., характер отношений Карла Великого и Алкуина, позволяет выявить особенности методики научного исследования Фортунатова. В заключение делается вывод о том, что ему удалось на основе тщательного изучения источников (переписки Алкуина, капитуляриев, учебников, анналов и т. д.) показать сущность Каролингского возрождения как попытки синтеза античной образованности и христианских догматов. Исследования учёного не потеряли своей значимости в современной науке.

Ключевые слова: А.А. Фортунатов, Каролингское возрождение, Алкуин, Карл Великий, средневековая школа, династия Фортунатовых

Литература

  1. Агеева Н.Н. Преподавательские традиции в династии Фортунатовых // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов: Сб. ст. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. – С. 17–22.
  2. Агеева Н.Н., Иванова Т.Н. Портрет интеллектуала: к 165-летию С.Ф. Фортунатова // Диалог со временем. – 2015. – Вып. 50. – С. 287–306.
  3. Савин А.Н. Университетские дела. Дневник 1908–1917 гг. – М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2015. – 524 с.
  4. Агеева Н.Н. Преподавательская деятельность С.Ф. Фортунатова в Московском университете // Университетское образование в полиэтничных регионах Поволжья: Сб. ст. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С. 17–21.
  5. Фортунатов Александр Алексеевич // Летопись Московского университета. – URL: http://letopis.msu.ru/peoples/1339, свободный.
  6. Фрадкин Ф.А., Безрогов В.Г., Лозовская Н.М. А.А. Фортунатов – историк средневековой школы и педагогики // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимова, В.Г. Безрогова. – М.: АПН СССР, 1990. – С. 34–44.
  7. Богословский М.М. Дневники. 1913–1919: (Из собрания Государственного исторического музея). – М.: Время, 2011. – 800 с.
  8. Воробьёва И.Г. Профессор Н.И. Радциг в письмах к С.И. Архангельскому // Диалог со временем. – 2012. – Вып. 40. – С. 298–316.
  9. Вебер Г. Всеобщая история: в 15 т. – М.: Изд. К.Т. Солдатенкова, 1887. – Т. 5, ч. 1. – 747 с.
  10. Преображенский В.Х. Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношения между собою, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия. – СПб.: Тип. Ф.Г. Леонского и Ко, 1881. – 468 с.
  11. Осокин Н.А. История средних веков: в 2 т. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1888. – Т. 1. – 400 с.
  12. Рамм Б.Я. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье // Учён. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. М.Н. Покровского. – 1940. – Т. 5, Вып. 1. – С. 89–116.
  13. История средних веков: Учеб. пос. / Авт.-сост. Г.П. Мягков, Н.Г. Шишкина, А.А. Зорина. – Ижевск: Удм. ун-т, 2001. – Ч. 1: Западная Европа в период раннего средневековья. – 288 с.
  14. Кондратьев А.Н. Алкуин и Оффа, король Мерсии (по материалам писем «галльского наставника») // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2009. – Т. 151, кн. 2, ч. 1. – С. 124–129.

Поступила в редакцию

17.06.17


Иванова Татьяна Николаевна, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и культуры зарубежных стран

Чувашский государственный университет

tivanovan@mail.ru

Агеева Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры зарубежных стран

Чувашский государственный университет

nageeva@mail.ru


Для цитирования: Иванова Т.Н., Агеева Н.Н. А.А. Фортунатов как исследователь Каролингского возрождения // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 4. – С. 884–896.

For citation: Ivanova T.N., Ageeva N.N. A.A. Fortunatov as a researcher of the Carolingian Renaissance. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 4, pp. 884–896. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.