М.В. Загидуллина

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, 454001, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Статья посвящена важнейшему понятию коммуникационного пространства, объединяющему профессиональный социальный институт и производимую им продукцию. Автор ставит перед собой две задачи: во-первых, рассмотреть объём термина «журналистика» в современном академическом дискурсе; во-вторых, предложить алгоритм анализа научных мнений, основанный на такой методике, как SLR (Systematic Literature Review). В результате возникает возможность создать объёмную модель понятия, позволяющую систематизировать дальнейшие усилия учёных. Так, на материале русскоязычных статей, опубликованных в 2015–2017 гг. и доступных в научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru, были изучены исследовательские позиции по вопросу о сути современной журналистики. Модель этого понятия, как представляется, выглядит следующим образом: по горизонтали очерчена социальным аспектом, а по вертикали – ценностным, в этих рамках находятся смыслоформирующая, гуманистически-ориенти­рованная, личностно-окрашенная и эстетически гармонизированная деятельность, направленная на обработку и фильтрацию информационного потока в интересах развития и укрепления общества. Панмедиатизация обосновывается как основной фактор трансформации представлений о журналистике в научно-исследовательском поле. Совершенствование принципов SLR применительно к российским базам данных автор связывает с развитием культуры публикационной деятельности, в том числе с составлением содержательных аннотаций, полно отражающих главные аспекты статьи, повышением релевантности ключевых слов.

Ключевые слова: панмедиатизация, медиатизация, журналистика, журнализм, смыс­ловыявляющие стратегии, ценности, социальность, SLR (Systematic Literature Review), системный обзор исследовательской литературы

Литература

  1. Deuze M. What is journalism? Professional Identity and Ideology of Journalists Reconsidered // Journalism. – 2005. – V. 6, No 4. – P. 442–464. – doi: 10.1177/1464884905056815.
  2. Fink A. Conducting research literature reviews: From the Internet to paper. – Thousand Oaks: Sage Publ., 2013. – 280 p.
  3. Касаткина Н.Н. Использование мобильных технологий в изучении иностранных языков // Ярослав. пед. вестн. – 2016. – № 4. – С. 43–47.
  4. Дацун Н.Н. Совместное оценивание деятельности обучающихся в массовых открытых онлайн курсах: систематический обзор литературы // Мир науки. – 2015. – Вып. 3. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/53PDMN315.pdf, свободный.
  5. Хабермас Ю. Социоструктурная трансформация публичной сферы / Пер. с нем. Т. Тягуновой // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. – М.: Вариант: ЦСПГИ, 2013. – С. 226–265.
  6. Хабермас Ю. Трансформация политической функции публичной сферы / Пер. с нем. Т. Тягуновой // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. – М.: Вариант: ЦСПГИ, 2013. – С. 266–308.
  7. Корконосенко С.Г. Похвальное слово профессиональной идеологии журналистики // Век информации. – 2017. – № 1. – С. 11–21.
  8. Вартанова Е.Л. Будущее российских медиа: о необходимости прогнозирования // Век информации. – 2016. – № 2. – С. 288–291.
  9. Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопр. теории и практики журналистики. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 5–13.
  10. Воскресенская М.А. Образовательный потенциал журналиста как фундамент его профессиональной идеологии // Век информации. – 2017. – № 1. – С. 211–218.
  11. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники. – М.: УРСС, 2001. – 254 с.
  12. Дорощук Е.С. Проблемы гуманизма современной российской журналистики: теоретическое осмысление // Междунар. науч.-исслед. журн. – 2017. – № 1–3. – С. 76–78.
  13. Распопова С.С. СМИ и журналистика: назначение, характер деятельности // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе: Материалы Междунар. науч. конф. – Оренбург: Оренбург. гос. пед. ун-т, 2016. – С. 94–96.
  14. Корнев М.С. Понимание журналистики: что такое «журналистика» в современной цифровой среде? // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2015. – № 5. – С. 229–235.
  15. Лозовский Б.Н. Для чего нужны журфаки // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 6–14.
  16. Конашенкова Н.И. Журналистика как «социальный клей» // Ценностные ориентиры современной журналистики: Сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию кафедры журналистики Пенз. гос. ун-та. – Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2016. – С. 110–112.
  17. Симкачева М.В. Региональная журналистика: ценностные ориентации профессионального сообщества и реальная практика // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2008. – Т. 150, № 4. – С. 145–159.
  18. Иваницкий В.Л. Журналистика как общественное благо, благо опекаемое // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. – 2015. – № 6. – С. 27–49.
  19. Ухова Л.В. Журналистика в XXI веке: «информационный повод» к размышлению // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2015. – № 4. – С. 89–95.
  20. Маслов А.С. Этические стандарты региональной журналистики: аспекты изучения // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 149–158.
  21. Вартанова Е.Л. Актуальная задача российской теории журналистики // Медиаальманах. – 2015. – № 6. – С. 8–10.
  22. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  23. Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность журналиста в условиях трансформации СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. – 2016. – № 1. – С. 46–74.
  24. Шестакова Э.Г. Публичный интеллектуал и проблемы культуры понимания в журналистике // Век информации. – 2015. – Т. 1, № 2–1. – С. 138–154.
  25. Шакиров А.И., Сафиуллина Г.Р. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2015. – № 5. – С. 425–431.

Поступила в редакцию

11.04.17


Загидуллина Марина Викторовна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Челябинский государственный университет

Для цитирования: Загидуллина М.В. Журналистика в эпоху панмедиатизации: обзор исследовательских мнений // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 3. – С. 604–616.

For citation: Zagidullina M.V. Journalism in the era of panmedia outreach: Systematic literature review. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 3, pp. 604–616. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.