Владимир Ильич Рогачев,
Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева,
Россия, 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а,
rogachev-v@bk.ru.
Ольга Ивановна Налдеева,
Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева,
Россия, 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а,
naldeeva_oi@mail.ru.
Статья посвящается изучению межэтнического взаимодействия мордвы и татар в области материальной и духовной культуры. Рассматриваются процессы проникновения культурных элементов татарской обрядовой культуры в фольклор мордовского народа, приводятся примеры терминов мордовского брачного обряда, заимствованных и восходящих к свадебной терминологии татар-мишарей Поволжья, что объясняется длительной историей дисперсного проживания этносов в Поволжье. Авторами отмечены интересные процессы взаимодействия культур в местах дисперсного проживания финно-угорских и татарского народов, где можно наблюдать интернационализацию свадебной обрядности и фольклора в силу того, что здесь совершались межэтнические браки. Интегративные явления особенно свойственны мордве-каратаям, чьи тесные контакты с соседними народами не могли не оказать воздействия на их свадебный обряд и фольклор, который обогатился новыми жанрами и произведениями, художественно-изобразительными и языковыми средствами, став одним из уникальных явлений интеграционно-консолидационных процессов, происходящих в культуре народов средневолжского региона. Переход мордвы-каратаев на татарский язык – свидетельство постоянных мордовско-тюркских контактов, имеющих длительную совместную историю.
Авторы на основании значительного числа материалов приходят к выводу, что в мордовском и татарском фольклоре имеются аналогичные жанры утренних и вечерних причитаний, используются сходные художественно-изобразительные приемы, языковые, стилистические средства.
Ключевые слова: культура, этнос, мордва, татары, обычай, брак, свадьба, жанры, фольклор, такмаки, сходство, заимствования, типология.