ПАСПОРТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*

(проект «Трансформация образования»)

Тема проекта

Challenges of Ethno-cultural Education – Проблемы этнокультурного образования

Цель проекта

Совершенствование методов этнокультурного образования на основе результатов эмпирических исследований этнокультурного образования в Республике Татарстан

Задачи проекта

  1. Эмпирическое исследование учителей относительно взаимодействия в педагогической деятельности с национально-культурными автономиями в Республике Татарстан.
  2. Эмпирическое исследование учителей  о достаточном балансе в учебной программе между патриотическим воспитанием и федеральными стандартами, с одной стороны, и национальным региональным компонентом - с другой.
  3. Проведение сравнительного анализа того, насколько с точки зрения работающих учителей учебники по истории, которые используются в школе, подходят для этой цели? Отвечают  ли они требованиям иметь как общую патриотическую, так и специфическую культурную составляющую.
  4. Разработка практических решений относительно совершенствования методов этнокультурного образования, на основе результатов эмпирических исследований

Базовые научные понятия

Этнокультурное образование, национально-культурная автономия,  дети-мигранты, интеграция, образовательная среда, учебник истории

Содержание исследования (аннотация)

Конечной целью проекта является совершенствование методов этнокультурного образования на основе результатов эмпирических исследований этнокультурного образования в Республике Татарстан.

Исследование осуществляется посредством опроса учителей Республики Татарстан по опроснику, составленному Д.Смитом и Ф.Приной из Университета Глазго. Вопросы делятся на две группы:

1)Национальная культурная автономия (НКА)

• Есть ли у вас опыт национальных культурных автономий (НКА)? Вы знаете о своей деятельности?

• Какую роль могла сыграть НКA?

• Какова роль НКА в преподавании татарского (или другого языка титульного / меньшинства в Российской Федерации), за пределами Татарстана [или другой республики]?

• Может ли НКА играть определенную роль в адаптации мигрантов?

• Если бы они могли играть более значительную роль, какова роль этого может быть?

2) Этнокультурное образование

• Как вы обеспечиваете, чтобы национальный региональный компонент получил достаточное пространство в рамках учебной программы?

• Каковы основные проблемы?

• Есть ли достаточный баланс в учебной программе между патриотическим образованием и федеральными стандартами, с одной стороны, и национальным региональным компонентом - с другой?

• Считаете ли вы, что учебники по истории, которые используются в вашей школе, подходят для этой цели? Отражают ли они необходимость иметь как общую патриотическую, так и специфическую культурную составляющую?

• Кто принимает решения по учебным программам? Участвуют ли учителя и родители в принятии решений в вашей школе?

• Соответствуют ли существующие материалы? Какая дополнительная поддержка была бы полезной для вас для уроков этнокультуры?

Стоимость проекта

30 000 руб. – оплата проживания

Источники финансирования

САЕ «Учитель ХХ I века»

Средства центра Research in Central & East European Studies Университета Глазго

KPI

Публикация статьи в журнале из БД Скопус

Проведение симпозиума в ходе IV Международного форума по педагогическому образованию

 

Практическая значимость проекта

Подготовка учебного пособия «Этнокультурное образование» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»

Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Роза Алексеевна Валеева

Доктор наук, профессор, заместитель директора по международной деятельности

Институт психологии и образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

 

Лилия Шамилевна Каримова

Кандидат наук, доцент кафедры педагогики Института психологии и образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

 

Дэвид Смит

Professor of Baltic History and Politics

Central and East European Studies

Федерика Прина

Д-р, научный сотрудник

Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть))

Университет Глазго (Великобритания) (№65 в рейтинге QS)