ПАСПОРТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*
(проект «Трансформация образования»)
Тема проекта |
The role of values in creating inclusive and diversity-oriented educational environments in Russia, Germany and Finland (Роль ценностей в создании инклюзивных и разноязычных образовательных сред в России, Германии и Финляндии) |
Цель проекта |
Компаративное исследование изучение роли ценностей в образовательных пространствах со значительной долей учащихся-мигрантов в России, Германии и Финляндии и разработка практических решений для совершенствования практики преподавания. Подготовка заявки на конкурс ERA.Net RUS-Plus 2017. |
Задачи проекта |
|
Базовые научные понятия |
Мигранты, дети-мигранты, интеграция, инклюзивная среда, образовательная среда, ценности |
Содержание исследования (аннотация) |
Конечной целью проекта является изучение роли ценностей в образовательных пространствах со значительной долей учащихся-мигрантов и предоставляют практические решения для улучшения практики обучения. В результате глобализации Россия, Германия и Финляндия имеют дело с значительным притоком мигрантов, в том числе детей-мигранты, посещающих школы в этих странах. Межкультурное образование воспринимается как краеугольным камнем успешной интеграции детей-мигрантов, но до сих пор мало внимания уделялось пониманию того, как ценности, лежащие в основе практики преподавания, могут влиять на работу учащихся-мигрантов. Как следует из имеющихся исследований, педагогическая деятельность, основанная на ценностях национального большинства, могут иметь негативное влияние на учащихся из числа меньшинств (Heckmann 2008, Szalai 2011, Eurodiaconia 2014), что ведет к их пассивности отсутствию стимулов для успеха в школе. Проект направлен на изучение ценностных ориентаций учителей и учащихся-мигрантов в отдельных школах в России, Германии и Финляндии и проверить гипотезу о том, что преподавательская деятельность без учета ценностей мигрантов являются камнем преткновения для успешной школьной деятельности последних.
|
Стоимость проекта |
30 000 Евро |
Источники финансирования |
РФФИ |
Заявка на грант ERA.Net RUS-Plus 2017 |
|
Практическая значимость проекта |
Результатом исследования станут наборы данных, карты значений, созданные на основе эмпирических исследований и открытого доступа, учебное пособие, содержащее творческие упражнения для повышения межкультурного образования путем лучшего отражения ценностей детей-мигрантов в образовательной среде. Изучение образовательной среды в контексте ценностей приведет к позитивным научным, политическим, социальным и экономическим последствиям. Ожидается, что проект улучшит интеграцию детей-мигрантов в школьном образовании, что может оказать общее положительное влияние на его эффективность, снижая риски социальной изоляции, безработицы и бедности, к которым мигранты более уязвимы по сравнению с этническим большинством. |
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Роза Алексеевна Валеева Доктор наук, профессор, заместитель директора по международной деятельности Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет
Калимуллин Айдар Минимансурович Доктор наук, профессор, директор Института психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет |
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Д-р Джахонг Чен, исследовательский директор Института Диалог цивилизаций Д-р, профессор Ханс Людгер Динел, декан Высшей школы образования Технического университета Берлина Николас Бах, научный сотрудник Нексус института Д-р Ану Лаукканен, научный сотрудник Университета Турку |
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть)) |
Исследовательский институт Диалог цивилизаций (Германия) Технический университет Берлина (Германия) Нексус институт (Германия) Университет Турку (Финляндия) |
*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», «Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.