ПАСПОРТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*

(проект «Трансформирующийся педагог»)

Тема проекта

Исследование социально-профессиональных ценностей учителя в постсоветском пространстве

 

Цель проекта

Выявить кросс-культурные особенности социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций педагогов - практиков России, Республики Беларусь, Республики Молдовы, Армении и Латвии с учетом различных социальных факторов.

Задачи проекта

1) изменение восприятия образовательных ценностей современных педагогов в условиях трансформирующегося общества и новых вызовов развития;

2) проведение сравнительного анализа ключевых социально-профессиональных ценностей  педагогов - практиков России, Республики Беларусь, Республики Молдовы, Армении и Латвии;

3) осуществление сравнительного анализа динамики проявления социально-профессиональных ценностных ориентаций педагогов разных поколений и культур в восприятии социального и познавательного смысла новых образовательных функций;

4) выявление закономерных проявлений ценностей в педагогической деятельности практических педагогов – представителей разных культур с учетом различных социальных факторов.

 

Базовые научные понятия

Под ценностями преподавателя понимают внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности педагога, определяющий его отношение к окружающему миру и к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности (Petukhova, 2013).

Ценностные ориентации как субъективные концепции ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

В исследовании под социально-профессиональными ценностями педагога понимается диалектическое единство социальных, профессиональных и личностных ценностей педагога, составляющих основу его общекультурных и профессиональных компетенций. В структуру социально-профессиональных ценностей включены: духовно-нравственные, жизненные, гражданские, интеллектуальные и профессиональные ценности.

Содержание исследования (аннотация)

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением восприятия образовательных ценностей современными педагогами в условиях трансформирующегося общества и новых вызовов развития.

За четверть века после распада СССР в постсоветском пространстве изменились социальные условия жизни, вектор развития потребностей общества и личности, которые предопределяют трансформацию ценностей современного педагога.

Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах как российского общества, так и в странах бывших социалистических республик, утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых оказывают значительное влияние на развитие образования. Ценностная сфера учителя и его профессионализм выполняют ключевую роль в социальном становлении новых поколений, их ценностных ориентаций.

При этом изменения в системе ценностей педагогов могут не совпадать с теми, что произошли в ценностях общества в целом. Отсюда можно предположить, что изучение социально-профессиональных ценностей педагогов, их соотнесение с преобладающими в обществе ценностями может дать ключ к пониманию психологических проблем, которые испытывает современный учитель, позволит осуществлять адекватное психологическое сопровождение педагогической деятельности и дать ориентир при определении перспективных направлений подготовки и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров  для работы в современных поликультурных системах.

Методы исследования: Для реализации исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: 1) теоретические методы: изучение и анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификация, систематизация; 2) эмпирические методы: опрос, анкетирование, констатирующий эксперимент; 3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

База исследования

Опытно-экспериментальная работа по изучению кросс-культурных закономерностей становления ценностной сферы современных педагогов проводилась в различных странах, участвующих в международном исследовании, инициированном Казанским (Приволжским) федеральным университетом (Россия, Республика Беларусь, Республика Молдовы, Армения и Латвия). В исследовании принимали участие учителя: из России – 118 человек; Республики Беларусь – 160 человек; Республики Молдовы – 62 человека,из Армении и из Латвии–по 100 человек.

Методики исследования

Опрос учителей осуществлялся по разработанной авторской методике «Диагностика социально-профессиональных ценностей педагога» (Drozdikova-Zaripova, Kalatskaya) и анкете участника.

С помощью анкеты участника в каждой из выборок испытуемых были определены такие показатели как возраст участников, их пол, педагогический стаж работы и национальность, возраст учеников с которыми они работают и тип учебного заведения.

Опросник состоит из двух списков ценностей: терминальных и инструментальных, которые необходимо оценить по 7-балльной шкале (по шкале от 5 до -1 баллов). Стимульный материал по каждой части опросника представлен набором из 40 ценностей. По первому списку ценностей  (терминальных) оценивается важность каждой ценности в качестве руководящего принципа в жизни респондентов, по второму списку (инструментальных) – оцениваются ценности по степени их наибольшей реализованности в жизни каждого испытуемого (ценностные ориентации). Списки ценностей сконструированы по следующему принципу: каждая ценность, соответствующая конкретному виду ценностей, чередуется в строго определенной последовательности (духовно-нравственные, жизненные, гражданские, интеллектуальные и профессиональные ценности), в результате все 40 ценностей могут быть сгруппированы по пяти видам ценностей и каждая группа ценностей состоит из 8 ценностей. Обработка результатов проводится путем расчета средних баллов по каждому виду ценностей (список 1) и ценностных ориентаций (список 2), которые показывают степень их значимости для испытуемого в соответствии со шкалой оценки.

На основании полученных результатов кросс-культурного исследования мирового опыта можно сделать ряд следующих выводов:

1. В составе педагогических кадров преобладают женщины среднего возраста, с педагогическим стажем чуть свыше 20 лет.

2. Для современных педагогов постсоветского пространства (Россия, Беларусь, Молдавия и Армения) в качестве как руководящих принципов в их жизни, так и в наибольшей степени их реализованности выступают духовно-нравственные ценности.

3. Максимальная приближенность иерархии социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций выявлена у российских и белорусских учителей.

4. Интеллектуальные ценностные ориентации у педагогов исследуемых стран занимают более лидирующие позиции по сравнению с интеллектуальными ценностями-целями.

5. По критериям выраженности ведущими терминальными ценностями у педагогов изучаемых стран являются здоровье и счастливая семейная жизнь, наименее ценными для этих являются общественное признание и наука.

6. К ключевым ценностным ориентирам, реализуемых в жизни современных учителей, относятся доброжелательность, воспитанность, честность, уважение к себе и другим, при этом незначительная роль в их жизни отводится идейно-политической убеждённости, высоким запросам и социальной активности.

7. Выявленные системообразующие социально-профессиональные ценности (терминальные и инструментальные) ценностной сферы педагогов – представителей различных стран  не являются ведущими ценностями по степени значимости для данных испытуемых.

Планируется цикл статей по кросскультурным исследованиям ценностной сферы педагогов из разных стран с учетом различных социальных факторов: пол, возраст (по четырем возрастным группам: младше 30 лет, от 31-45 лет, от 46-55 лет и старше  55 лет), стаж работы (по трем группам: стаж работы от 0 до 5 лет, от 6 дет до 20 лет и стаж свыше 21 года), национальность, тип учебного заведения и возраст детей, с которыми работают респонденты.

 

Стоимость проекта

Публикации (3) – 90 000 руб.

Источники финансирования

САЕ «Учитель XXI века»

KPI

Участие в конференциях:

1) Международная научно-практическая конференция II Международный форум по модернизации педагогического образования Казань КФУ 19.05.2016 - 21.05.2016

2) Международная научно-практическая конференция VII Congreso INTERNACIONAL DE EDUCACIÓN INTERCULTURAL: EDUCACION, SALUD Y TIC DESDE UNA PERSPECTIVA TRANSCULTURAL Альмерия Universidad de Almería 15.06.2016 - 17.06.2016

 

Публикации:

1) Drozdikova-Zaripova Albina R., Kalatskaya Natalya N., Cross-national examination of teachers' intercultural values//EDUCATION, HEALTH AND ICT FOR A TRANSCULTURAL WORLD. - 2017. - Vol.237, Is.. - P.182-188.

2) Дроздикова-Зарипова, А. Р. Социально-профессиональные ценности российских педагогов с различным педагогическим стажем / А. Р. Дроздикова-Зарипова, Н. Н. Калацкая // Образование и саморазвитие. - 2016. - Том 11. - № 3 (49). - С. 65-76.

3) Цикл статей по кросскультурным исследованиям ценностной сферы педагогов из разных стран с учетом различных социальных факторов: пол, возраст (по четырем возрастным группам: младше 30 лет, от 31-45 лет, от 46-55 лет и старше  55 лет), стаж работы (по трем группам: стаж работы от 0 до 5 лет, от 6 дет до 20 лет и стаж свыше 21 года), национальность, тип учебного заведения и возраст детей, с которыми работают респонденты.

 

Подача документов на проведение сетевого исследования WERA-IRN.

 

Практическая значимость проекта

Разработанные в рамках проекта новый диагностический инструментарий по оценке социально-профессиональных ценностей педагога, аналитические материалы, методические рекомендации по подготовке и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров с учётом значимости их социально-профессиональных ценностей и качеств.

 

Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

д.п.н., профессор Валеева Р.А.

 

к.п.н., доцент Дроздикова-Зарипова А.Р.

к.п.н., доцент Калацкая Н.Н.

Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

 

Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть))

Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовян

Славянский университет Республики Молдова

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Даугавпилсский университет (Латвия)

*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», «Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.