К.В. Аржанцева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматривается проблема перевода литературного текста на язык кино и феномен интерпретации одного художника другим. В частности, анализируется киносценарий, написанный Гарольдом Пинтером по роману Франца Кафки «Процесс» (Der Prozess, 1914–1915), опубликованному впервые после смерти автора в 1925 г., и одноимённый фильм режиссёра Дэвида Хью Джонса (The Trial, 1993). Выявляется ряд особенностей англоязычного сценария, которые можно охарактеризовать как верность оригиналу, с одной стороны, и свободу интерпретации – с другой. Пинтер не только высвечивает и углубляет принципы кафкианской поэтики, но и вносит своё понимание проблемы главного героя, что определённо свидетельствует о близости его убеждений и мировоззрения австрийского писателя. Не случайно в их творчестве звучат темы отчуждения, разъединённости, характерные для современного мира. Отмечается визуальный характер прозы Кафки, облегчивший задачу адаптации романа к кинотексту. Сделан вывод о том, что режиссёр с помощью системы образов, музыки, деталей показывает в фильме все грани конфликта кафкианского героя, помещённого в изоляцию, отчуждённого не только от общества, но и от самого себя.

Ключевые слова: Ф. Кафка, интерпретация, театральность, визуализация, экфраcис, киносценарий, экранизация

Литература

  1. Беньямин В. Франц Кафка / Пер. с нем. М. Рудницкого. – М.: Ad Marginem, 2000. – 319 с.
  2. Аристотель. Поэтика. Риторика / Пер. с древнегреч. В. Аппельрота, Н. Платоновой. – М.: Азбука-классика, 2008. – 352 с.
  3. Евреинов Н.Н. Театр для себя: в 3 ч. – Пг.: Н.И. Бутковская, 1915. – Ч. 1. – 208 с.
  4. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. – Таллинн: Александра, 1992. – Т. 1. – С. 269–286.
  5. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн: Александра, 1994. – 214 с.
  6. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 297 с.
  7. Белобратов А.В. Книжка с картинками, пиктограммы сюжета или магические письмена? (Изобразительный ряд в романе Ф. Кафки «Процесс» и опыт его декодирования) // Русская германистика: Ежегодник Рос. союза германистов. – М.: Яз. славян. культуры, 2011. – Т. 8. – С. 96–105.
  8. Гарин И.И. Век Джойса. – М: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. – 848 с.
  9. Белоножко В. Дневник о Франце Кафке. – URL: http://www.kafka.net.ru/, свободный.
  10. Wheldon H. Orson Welles on The Trial [Interviewed on the BBC in 1962]. – URL: http://www.wellesnet.com/trial bbc interview.htm, свободный.
  11. Billington M. Harold Pinter. – London: Faber and Faber, 2007. – 468 p.
  12. Брод М. Франц Кафка. Биография. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки. Вера и учение Франца Кафки (Кафка и Толстой) / Пер. с нем. Е.С. Кибардиной и др. – СПб.: Акад. проект, 2000. – 502 с.
  13. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – 574 с.
  14. Давид К. Франц Кафка. – URL: http://www.kafka.ru/biografy, свободный.

Поступила в редакцию

11.12.16


Аржанцева Ксения Владимировна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: arjantzevak@yandex.ru


Для цитирования: Аржанцева К.В. Киноинтерпретация романа Франца Кафки «Процесс»: взаимодействие автора, сценариста и режиссёра // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 217–230.

For citation: Arjantzeva K.V. Screen interpretation of Franz Kafka's novel “The Trial”: Interaction of the author with the s­cript writer and film director. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 217–230. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.