Т.Г. Прохорова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье исследуются формы документальности, выявляется характер отношения к документу в недокументальной прозе современных российских авторов. Основным материалом изучения служит жанр эпистолярного романа, активизировавшийся в последнее время. Анализ осуществляется на примере трёх произведений, ставших заметными явлениями в прозе 2010-х годов: «Письмовник» Михаила Шишкина, «Возвращение в Египет» Владимира Шарова и «Лестница Якова» Людмилы Улицкой. В работе доказано, что документальность в современной литературе зачастую не связана с установкой на достоверность. В анализируемых романах происходит размывание границ между фактуальным и фикциональным, достоверным и абсурдным, мифологическим и реальным. Обращение писателей к документальным формам не препятствует ни текстуализации реальности, ни её мифологизации, ни реализации постмодернистского принципа множественности истин, ни интеллектуальной насыщенности произведений. Форма письма, дневника, личных записок служит утверждению ценности частного опыта, свидетельствует об активизации сентименталистского дискурса. Высказывается гипотеза, что активизация документального начала и расширение его границ в современной культуре свидетельствует о преодолении постмодернизма и одновременно о трансформации его опыта, о наступлении новой постпостмодернистской эпохи.

Ключевые слова: документальность, эпистолярный роман, документальная основа, фиктивный документ, постпостмодерн, М. Шишкин, В. Шаров, Л. Улицкая

Литература

  1. Крылов В.Н. «Усталость» от вымысла, или О синтезе художественного и документального в литературе Серебряного века // Филология и культура. – 2012. – № 4. – С. 22–25.
  2. Логунова Н.В. Русская эпистолярная проза XX – начала XXI века: эволюция жанра и художественного дискурса: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2011. – 45 с.
  3. Михаил Шишкин: «Только когда вам заткнут рот, вы поймёте, что такое воздух» (Как живётся русскому писателю в тонущей Европе). – URL: http://www.colta.ru/ articles/swiss_made/1544, свободный.
  4. Ащеулова И.В. Историческая проза В. Шарова в контексте русской исторической прозы второй половины ХХ – начала ХХI в. // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. – 2013. – № 1. – С. 80–91.
  5. Баль В.Ю. Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «исхода» в романе В. Шарова «Возвращение в Египет» // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2014. – № 383. – С. 13–20.
  6. Breeva T.N. Conceptualisation of history in V. Sharov's novel “Вefore and at the time” // J. Lang. Lit. – 2014. – V. 5, No 3. – Р. 115–120.
  7. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. – СПб.: Алетейя, 1998. – 249 с.
  8. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. – М.: Современник, 1988. – С. 114–163.

Поступила в редакцию

15.05.16


Прохорова Татьяна Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: tatprohorova@yandex.ru


Для цитирования: Прохорова Т.Г. Документальность как художественный приём (на материале российской прозы 2010-х годов) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 184–192.

For citation: Prokhorova T.G. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 184–192. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.