Н.Г. Махинина, М.М. Сидорова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Статья посвящена функционированию житийной традиции в творчестве Юрия Казакова (1927–1982). В обзоре исследований обозначается активный интерес к рецепции древнерусской литературы в XX в., что связывается с её особой спецификой: каноничностью, с одной стороны, и многоаспектностью ‒ с другой. Указываются причины обращения русского писателя второй половины XX в. к житийной традиции: «скрытая» религиозность и интерес к проблеме национального характера. Выявляются формы влияния этой традиции на его рассказы, прежде всего в свете воплощения образа детства. Материалом исследования является раннее произведение «Никишкины тайны» (1957), которое соотносится на различных уровнях с текстом Жития Сергия Радонежского, написанным Епифанием Премудрым. Авторами отмечено сходство с житийным прототипом в изображении не только внешности, но и внутренних качеств литературного героя Казакова. Писатель, опираясь на важную для жития тему всеобщности, равенства всего живого, вводит в рассказ мотив тайны «немой души» природы, которую стремится постичь ребёнок. В заключение делается вывод о сложном характере функционирования житийной традиции в прозе Юрия Казакова. Направленность на житийный канон приводит к попытке утвердить правомочность существования типа сознания, ориентированного на веру в гармоничное существование в рамках Божьего промысла. Однако происходит и внутренняя полемика с таким типом сознания.

Ключевые слова: Ю.П. Казаков, Епифаний Премудрый, Сергий Радонежский, русская литература XX века, житийная традиция, древнерусская литература, образ детства, «Никишкины тайны»

Литература

  1. Нинов А. Современный рассказ: Из наблюдений над русской прозой (1956–1966). ‒ Л.: Худож. лит., 1969. ‒ 287 с.
  2. Казаков Ю. «Для чего литература и для чего я сам» // Казаков Ю. Две ночи. ‒ М.: Современник, 1986. ‒ С. 313–334.
  3. Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина: Дис. … канд. филол. наук. ‒ Барнаул, 2004. ‒ 205 c.
  4. Бычков Д.М. Агиографическая традиция в русской прозе конца XX – начала XXI века: Дис. … канд. филол. наук. – Астрахань, 2011. – 198 с.
  5. Лукьянчикова Н.В. Трансформация агиографической традиции в произведениях Н.С. Лескова о «праведниках»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ярославль, 2004. – 22 с.
  6. Растягаев A.C. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII века: проблема генезиса и жанровой трансформации: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2008. – 421 с.
  7. Климова М.Н. К изучению житийной традиции в литературе XIX – XX веков // Вестн. Тат. гос. гуманит.-пед. ун-та. ‒ 2009. ‒ Вып. 4. ‒ С. 156–159.
  8. Лихоносов В. Волшебные дни // Лихоносов В. Волшебные дни. – Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1988. – С. 82–103.
  9. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Лит. учёба. – 1990. – Март-апрель. – С. 109–110.

Поступила в редакцию

21.03.16


Махинина Наталья Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: mahinin@rambler.ru

Сидорова Марина Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: msidorovam@mail.ru


Для цитирования: Махинина Н.Г., Сидорова М.М. Влияние житийной традиции на образ детства в прозе Юрия Казакова (на материале рассказа «Никишкины тайны») // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 175–183.

For citation: Mahinina N.G., Sidorova M.M. The influence of the hagiographic tradition on the image of childhood in Yu. Kazakov's prose (based on the short story “Nikishka's Secrets”). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 175–183. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.