М.А. Шеленок

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 410012, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

В статье выявляется роль «театрального» сюжета, свойственного классическому водевилю, в структуре пьесы М.А. Булгакова «Иван Васильевич» (1934–1936). Раскрываются пародийный характер развития водевильной сюжетной линии (жена-актриса, покидающая мужа – изобретателя машины времени – ради создания союза с режиссёром) и её функции. Отмечается, что игра с классическим «театральным» сюжетом является лишь одним из проявлений театрализации всего художественного пространства в произведении. Водевильная природа основного действия проявляется не только в путанице, неузнавании, но и в сквозной театрализации, использовании игровых возможностей пересечения персонажами границы времени, введении героя-плута/актёра в жизни, языковой игре и т. д. Обозначена органичность игровой водевильной поэтики для творчества М.А. Булгакова – «театрального» человека, в художественном мире которого «жизнь играет», рождая неожиданные ситуации, ведущие к стремительному развитию действия, что характерно для водевиля как жанра.

Ключевые слова: М.А. Булгаков, «Иван Васильевич», фантастический водевиль, театральный сюжет, игровая поэтика, театрализация, сатира

Литература

  1. Паушкин М.М. Социология, тематика и композиция водевиля // Старый русский водевиль. 1819–1849. – М.: Худож. лит., 1937. – С. 11–50.
  2. Успенский В.В. Русский классический водевиль // Русский водевиль. – Л.; М.: Искусство, 1959. – С. 3–50.
  3. Калинина Ю.В. Русский водевиль XIX века и одноактная драматургия А.П. Чехова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ульяновск, 1999. – 24 с.
  4. Борбунюк В.А. История монтера-драматурга в пьесе В. Шкваркина «Лира напрокат»: метаморфозы советского водевиля // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Серія «Філологія». – 2014. – Вип. 71. – № 1127. – С. 182–191.
  5. Ермакова Т.А. Драматургия М.А. Булгакова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1971. – 19 с.
  6. Бабичева Ю.В. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М.А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. – С. 125–139.
  7. Лурье Я.С. Иван Грозный и древнерусская литература в творчестве М. Булгакова // Тр. Отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. Акад. наук СССР. – СПб.: Наука, 1992. – Вып. XLV. – C. 315–321.
  8. Смелянский А.М. Театр Михаила Булгакова: тридцатые годы // Булгаков М. Пьесы 1930-х годов. – СПб.: Искусство, 1994. – С. 4–24.
  9. Хохлова А.В. Карнавализация как жанрообразующий принцип в пьесах М.А. Булгакова «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Владивосток, 2002. – 23 с.
  10. Лосев В.И. Фантастическая дилогия «Блаженство» – «Иван Васильевич» // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 8 т. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – Т. 7. – С. 817–820.
  11. Михайлова И.Б. С юбилеем, «Иван Васильевич»! Пьеса М.А. Булгакова – литературный источник фильма Л.И. Гайдая // Новейшая история России. – 2014. – № 1. – С. 248–264.
  12. Вулис А.З. Послесловие к роману «Мастер и Маргарита» // Москва. – 1966. – № 11. – С. 125–132.
  13. Нинов А.А. О драматургии и театре Михаила Булгакова (Итоги и перспективы изучения) // М.А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. – С. 6–38.
  14. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Самара: Изд-во Сам. фил. Саратов. ун-та, 1991. – 164 с.
  15. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М.А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. – С. 312–333.
  16. Серебрякова Е.Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов: Дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2002. – 192 с.
  17. Химич В.В. Поэтика «случайного» в творчестве Михаила Булгакова // ХХ век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы ХХ века (1900–1930 гг.) / Отв. ред. В.В. Эйдинова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. лицея, 1994. – С. 138–150.

Поступила в редакцию

29.09.16


Шеленок Михаил Алексеевич, соискатель кафедры русской и зарубежной литературы

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов, 410012, Россия

E-mail: shelenokmishka@rambler.ru


Для цитирования: Шеленок М.А. Функции «театрального» сюжета в фантастическом водевиле М.А. Булгакова «Иван Васильевич» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2017. – Т. 159, кн. 1. – С. 163–174.

For citation: Shelenok M.A. Functions of the “theatrical” plot in M.A. Bulgakov's fantastic vaudeville “Ivan Vasil'evich”. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 1, pp. 163–174. (In Russian)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.